Научно-практическая лаборатория "Солирис" - Публикации
Научно-практическая лаборатория "Солирис"
русский
English
Главная
Методика
Практика
Публикации
Книги, cтатьи, доклады, теорет. материалы и т.д.
Творчество
Обратная связь
События
Публикации
Психологическая интегративная модель здоровой личности


И.А. Тлячева, советник РАЕН


В процессе актуальных изменений отечественной психологической науки "изменяется не только семантика психологии, но и семиотика, внутренние и внешние границы ее семиотического пространства, сегодня включающего в себя и психотерапию, и смежные виды психологического консультирования, на монопольное владение которых претендовала, да и продолжает претендовать медицина" (Каган В.Е., 1997).

В последнее время психологами предпринимаются все более систематические попытки сформировать самостоятельный и зрелый психологический подход к проблемам здоровья и болезни. Основополагающим в данном подходе является исходная модель не сохранения органического психического здоровья, а психического ресурса личности, ресурса для развития и изменения, а не только условной индивидуальной "нормы", точки возможного баланса между противодействующими внутриличностными силами. Именно в соотношении с этой моделью, которая носит, в первую очередь, личностно-ценностный, целеполагающий характер, и находятся гипотетические цели изменения в процессе психологического консультирования. "Здоровье" и "болезнь" относятся к числу тех диалектических, взаимодополняющих понятий, которые в принципе не могут быть однозначно определены, и их постоянное осмысление, переоценка приводит к становлению нового знания, к формированию более целостного взгляда на феномен человека.

Исследование посредством теоретического анализа устойчивых социокультурных эталонов здоровья, действующих как формирующие матрицы социальных представлений и концепций, позволило подойти к построению интегративной модели здоровой личности, применимой в психологической практике. Нашей целью была систематизация устоявшихся идей и представлений клиента о мире и о себе самом, в частности, о собственных ресурсах и здоровье, понимание природы и специфики которых может обеспечить их успешную трансформацию, расширение или углубление, и будет способствовать творческой эволюции человека.

Когда понятие здоровья используется в психологическом контексте, то подразумевается определенный уровень интегрированности личности (К.Г.Юнг, Г.Олпорт, С.Гроф) или способность к интеграции (ассимиляции) жизненного опыта (К.Роджерс). Интегративные процессы здоровой психики традиционно противопоставляются дезинтеграции и расщепленности, характерной для психопатологии. Такой подход базируется на тезисе: целостности предмета должна соответствовать целостность его научного видения.

В настоящее время здоровье во все возрастающей степени осмысляется как значимый феномен собственно социального бытия, как "структурообразующий фактор социальности" (Сайко Э.В.). Здоровье не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей, но представляет собой системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности.

В интегративном подходе любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия. Предпринимается попытка интегрировать эти модели и схемы с учетом их ограничений на единой концептуальной основе, согласно базовым принципам теории систем, что позволяет выявить такие устойчивые характеристики - "эталоны здоровья", значения которых остаются константными и универсальными, так как затрагивают первоосновы и фундаментальные проблемы человеческого существования.

Структурно эталон может оставаться неизменным, тогда как его содержание достаточно вариативно и видоизменяется под влиянием различных социокультурных процессов. Например, такие формальные характеристики античного эталона здоровья, как внутренняя согласованность и соразмерность (оптимальное соотношение) элементов человеческой природы, достаточно константны, однако сами элементы, выступающие в таком оптимальном соотношении, могут существенно различаться. Так, Гиппократ определял здоровье "как правильное смешение соков или гуморов человеческого организма", когда все части телесной природы "соблюдают соразмерность во взаимном смешении". Гален добавил к учению Гиппократа некоторые постулаты пифагорейской теории четырех элементов (земля, воздух, огонь, вода). В структурном аспекте это означает строгое соответствие всех составных элементов предназначению целого, а в динамическом аспекте подразумевается размеренность или упорядоченность существования, позволяющая поддерживать внутреннее единство во времени. Цицерон рассматривал в качестве подлежащих согласованию элементов душевные состояния или элементы как физической, так и духовной природы.

Сходная с античной интерпретация здоровья как внутреннего равновесия противоположных по своей природе движущих сил человеческого организма составляет философскую основу традиционной китайской медицины. Баланс инь и ян в организме является основным критерием здоровья. Присутствие и влияние элемента той или иной природы определяется строением целого, а нарушение положенной ему меры чревато потерей равновесия, что и оборачивается болезнью.

В архаических системах представлений, связанных с духовными и целительскими практиками шаманизма, болезнь рассматривается как чрезмерное проявление отдельной части души или парциальной души, подавляющей активность других частей. Здоровое состояние, к которому приводит шаман своего пациента, заключается в восстановлении внутренней силы, позволяющей человеку самостоятельно упорядочивать телесные и душевные проявления, поддерживая внутреннее равновесие.

Иными словами, здоровье достигается благодаря соразмерному и гармоничному сочетанию основных элементов и процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и активность субъекта. Только дополняя и ограничивая друг друга, составляющие человеческой натуры пребывают в равновесии и гармонии, образуя согласованное единство.

Второй, "адаптационный" эталон", обозначенный как "адаптационная модель здоровой личности", охватывает систему отношений индивида с окружающим его миром и предполагает рассмотрение проблем здоровья и болезни во внешнем плане жизнедеятельности человека. В основе любого рассуждения о здоровье здесь лежит представление о биосоциальной природе человека, формирующейся и претерпевающей преобразования в процессе адаптации к окружающему миру. Главный критерий оценки оптимального функционирования - характер и степень включенности индивида во внешние биологические (или экологические) и социальные системы. Данные параметры представляют собой соответственно два основных аспекта общей адаптированности человека: биологический и социальный.

Здоровье, в свете биологических концепций, созвучных теории Селье, непосредственно связано с сохранением постоянства внутренней среды организма, которое не должно нарушаться в процессе интенсивного взаимодействия с внешней средой. Американский физиолог Уолтер Кеннон соотносил нормальную жизнедеятельность со способностью организма сохранять устойчивость или с такой "координированностью физиологических процессов, при которой поддерживается большинство устойчивых состояний организма". Кеннон ввел понятие "гомеостазис" (от древнегреческого gomoios - одинаковый и stasis - состояние), которое можно также перевести как "сила устойчивости".

В рассмотренных выше концепциях здоровье выступает в качестве индивидуальной характеристики и может быть определено как функция взаимодействия индивида с его окружением на психофизиологическом уровне. Однако явления душевной жизни, любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте общевидовой эволюции; становление индивида приобретает биологическое значение в масштабах популяции. По Лоренцу, "эволюция есть процесс познания, потому что любое приспособление к определенным условиям внешнего мира означает, что органическая система получает некоторое количество информации об этих условиях". Информационный и энергетический обмен призван обеспечить взаимную приспособленность живых организмов и окружающего мира, которую можно уподобить "предустановленной гармонии". Любая патология представляет собой "расстройство врожденных форм поведения", сбой в нормальном функционировании адаптирующейся живой системы. Базовые человеческие особенности и свойства являются вместе с тем выражением системных качеств человечества как живой макросистемы. То или иное проявление человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его целесообразности для общевидовой адаптации.

В теории биосферы В.И.Вернадского здоровье, как и другие фундаментальные характеристики человека, определяется в свете масштабных биосферных процессов, в которых человечество играет все более значительную роль. Согласно В.И.Вернадскому, человечество - составная часть биосферы, обеспечивающая ее постепенное преобразование в ноосферу - сферу духовной активности человека. В ходе эволюции живой материи удельный вес, значение и преобразующее влияние человеческого сознания, культуры и духа неуклонно возрастают. В свете учения о биосфере, взаимодействие человека с окружающей средой не исчерпывается выживанием в ней и приспособлением к ней; оно предполагает также ее активное преобразование, которое не должно идти вразрез с природными законами и нарушать экологическое равновесие. Это требование исходит из положения о том, что человечество только тогда может прогрессивно развиваться, когда оно своей жизнедеятельностью увеличивает упорядоченность среды своего обитания (в соответствии с законами Вернадского - Бауэра).

"3доровье индивида есть динамический процесс сохранения и развития его социально-природных (биологических, физиологических и психических) функций, социально-трудовой, социокультурной и творческой активности при максимальной продолжительности жизненного цикла." (3.П.Казначеев, Е.А.Спирин). Очевидно, что критерии "правильного" и "неправильного" или, иначе, "здорового" и "больного" задаются социальным окружением, постоянно оценивающим индивидуальное поведение. А.Адлер сравнивает личность индивидуума с идеальным образом личности, которая выполняет свои задачи и преодолевает лежащие перед ней трудности с пользой для общества в целом, личности, чье социальное чувство высокоразвито. Иными словами, адаптирующаяся личность сталкивается с необходимостью эффективного приспособления не только к системе социальных требований и норм, формирующих культуру конкретного общества, но и, в не меньшей степени, к системе межличностных отношений, в рамках которой осуществляются социально-психологические взаимодействия разной степени сложности и глубины. Согласно такому подходу, способность к установлению эффективных и гармоничных межличностных взаимоотношений в значительной мере определяет социальную адаптированность и психическое здоровье личности. Конструктивные межличностные отношения выступают как необходимые условия развития или восстановления приспособительных психических функций.

Только в контексте социальных норм и ценностей может быть определено здоровье личности (в отличие от здоровья как характеристики биологического организма). В то же время очевидно, как писал К. Ясперс, что цивилизация создает особые физические условия, которые на тех же правах, что и природные обстоятельства, воздействуют на здоровье людей и могут приводить к возникновению как физических недугов, так и аномальных состояний души. Самое большое достояние, приносимое в жертву общественной жизни, - это целостность личности, которая утрачивается в процессе социализации, уступая место расщепленному, внутренне противоречивому "Я". По Фромму, общественная жизнь становится нездоровой, если она не согласуется с человеческой природой.

Фромм считал, что "человеческая натура - это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами". В этом положении Фромма обнаруживается представление о высшем (духовном) предназначении человека. В зависимости от того, как понимается предназначение, строятся различные модели здоровой личности, которые могут рассматриваться как различные вариации. Примерами таких модификаций могут служить концепции и модели, разработанные в рамках экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной психологии.

Антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования в свете этого эталона следует признать свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграцию опыта и духовное самоопределение.

В теории Г. Олпорта здоровье тождественно личностной зрелости, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает цельную философию жизни или мировоззрение, основанное на определенной системе ценностей. Процесс становления личности, ее свободного и искреннего самораскрытия четко обозначился в работах К.Роджерса, предложившего динамическую модель "полноценно функционирующего человека". Признанный лидер гуманистической психологии А. Маслоу провозгласил основным критерием здоровья "полную актуализацию возможностей человека" или "самоактуализацию". Здоровый человек, согласно такому подходу, должен рассматриваться во всей совокупности его биологических, психологических и духовных проявлений, которые равноправно представлены в мотивационной сфере личности. По Грофу, новое определение того, что нормально и что патологично, подразумевает не содержание или природу переживаний как таковых, но качество интеграции опыта в личной жизни.

В свете аналитической психологии К.Г.Юнга и трансперсональной психологии С. Грофа здоровье приобретает смысл как одно из условий раскрытия в человеке изначально заложенного в нем общечеловеческого духовного потенциала, тогда как в гуманистической психологии здоровье прежде всего тождественно раскрытию индивидуальных возможностей и творческой самореализации отдельной (уникальной) личности.

Рассмотренные эталоны здоровья непосредственно связаны с тремя основными тенденциями в функционировании психики, две из которых определяют устойчивость и эффективность соответственно во внутренней и внешней зонах жизненного пространства, тогда как третья выражается в общей направленности развития личности, являет собой динамический аспект ее существования и может быть представлена как вектор индивидуального становления во времени. Предлагая целостную модель психически здоровой личности, которая позволила бы практикующему психологу сориентироваться в вопросах психического здоровья и его нарушений в условиях личностно-ориентированного консультирования, мы определяем здоровье как интегративную характеристику личности, охватывающую самые различные уровни и измерения индивидуального бытия.

Как отмечает Е.Р.Калитеевская, "человек многомерен, и различные модели психического здоровья обращены к различным уровням, регулирующим активность субъекта". Структурная согласованность компонентов психики и достижение согласованного протекания процессов саморегуляции, социальной адаптации и самореализации - таковы взаимодополняющие характеристики здоровой личности. Структурные элементы личности будут выступать как определенные уровни функционирования психики, которые мы можем соотнести с уровнями психической регуляции.

Отличительная особенность психически здоровой личности состоит в том, что в рамках ее структуры процессы саморегуляции, социальной адаптации и самоактуализации неразрывно взаимосвязаны, скоординированы и являются составляющими единого процесса становления целостной интегрированной личности. Причем высшие уровни системы не отрицают или блокируют, но интегрируют, включают в себя низшие уровни, а вся структура личности в целом может быть уподоблена лестнице, по которой совершается поэтапное восхождение к высшим потенциалам. Добавим, что такая согласованность возможна лишь на основе определенной системы ценностей и при условии ответственности личности за свое развитие. Очевидно, что рассмотренные вопросы затрагивают самую сущность человеческого предназначения, выраженную функцией интегрированного потенциала личности, и в поисках собственного индивидуального ответа на них человек определяет свой уникальный способ "бытия-в-мире".



Литература

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М. , 2001.
2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб, 2001.
3. Шванева И.Н. Психология ноосферного развития. - М. , 2002.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве. При использовании материалов сайта активная ссылка на www.soliris.ru обязательна.

Контактная информация: тел.: +7 915 416 9421; +7 978 817 7596; e-mail: soliris-rus@mail.ru