Научно-практическая лаборатория "Солирис" - Методика
Научно-практическая лаборатория "Солирис"
русский
English
Главная
Методика
О методе и о его авторе
Практика
Публикации
Творчество
Обратная связь
События
Методика

ИННОВАЦИОННЫЙ ПСИХОЛОГО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


На протяжении последних лет мы трудимся в сфере культуры досуга, предлагая в социум свои инновационные технологии тематического досуга для всей семьи. Технологии представлены рядом досуговых программ научно-познавательного и нравственно-патриотического содержания. Все тематические досуговые программы, разработанные и успешно внедренные АНО «Культурно-досуговый центр «Солирис», базируются на концептуальном психолого-культурном подходе, который является инновационной составляющей технологии. Мы создаем культурный досуг, встраивая в него специальную психологичную модель культурной среды, где информация, которую получают дети в процессе тематической игры, становится не только целью воспитания, но и средством для развития ребенка как творческой личности. Это означает формирование системы организации семейного досуга как более возвышенной деятельности, направленной на воспитание посредством приобщения к культуре.


В основе подхода лежит объединение знания психологии развития личности и образцов культурно-исторического наследия страны. Именно такой подход позволяет создавать эффективную психологичную модель культурной среды, специально сконструированной для восприятия ребенка и необходимую для его всестороннего развития и раннего нравственно-патриотического воспитания. Это модель отражает систему представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношении людей, о гражданских ценностях и о героическом культурном наследии страны как предмете гордости и уважения. Основным моментом в данном случае является не само тематическое содержание программы, а взаимодействие со специально созданной психологичной культурной средой, дающее эффект сопричастности ребенка к происходящим событиям.

Задачей культурного развития является духовное (нравственное) становление личности – формирование моральных установок и форм реализации. Основным результатом культурного развития должно стать формирование нравственного поведения ребенка. Ребенок должен осознать, что между чувствами, мыслями и поведением существует связь, и что жизненные проблемы вызываются не только ситуациями, но и неверным выбором. Для этого необходимо не только дать знания о принятых в данном обществе нормах и правилах, но и способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, а затем их реализации ребенком в повседневных поступках.
Сфера досуга предоставляет чрезвычайно широкие возможности для социализации и одновременно мотивации ребенка. Как правило, содержание досуга ребенка определяется внутренними мотивами, в которых ребенок свободен от внешнего принуждения, поэтому-то он раскрывает и формирует свои подлинные качества. В этой связи использование в детской досуговой деятельности специальных программ нравственно-патриотической тематики является необходимым элементом культурного досуга.

Культура досуга – это процесс осознания и принятия социально-нравственных ценностей, норм, правил и привычек. В этой связи тематическая досуговая деятельность является культурным досугом, призванным адекватными детскому восприятию средствами прививать ребенку гражданские ценности. В этом процессе дети усваивают общепринятые социальные и общечеловеческие культурные нормы поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам, правилам и принципам – человеколюбие, оптимизм, патриотизм ‒ и самостоятельно делать моральный выбор.

Усвоение нравственных норм и моральных ценностей происходит на основе ориентации ребенка на образцы поведения значимых взрослых или «идеальных героев». Специально организованная игра способствует совершенствованию эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка, развивает нравственные мотивы поведения. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.

Возможно, в процессе тематической игры у ребенка откроются определенные таланты, развивая которые он придёт к профессии. Если нет – он просто получит удовольствие от процесса игры и овладеет определенными, необходимыми ему в жизни навыками. Как считал прародитель космонавтики Константин Циолковский, подлинно творческий ум рождается в три этапа: на первом познает банальные истины, на втором приобщается к знаниям избранных, на третьем делает открытия, которые никто и никогда еще не совершал.


Создание психологической модели культурной среды, как доброжелательной развивающей среды, и её адекватность психическому развитию ребенка и творческому характеру деятельности является необходимым условием, которое позволяет исследовать окружающий мир, формировать и максимально раскрыть потенциальные возможности и обрести нацеленность на гражданские ценности.
Для создания доброжелательной развивающей среды важнейшим инструментом является фактор психологичности детского тематического досуга, используя который можно заинтересовать и увлечь детей героическим прошлым народа, достижениями страны в науке, технике, космонавтике, авиации. Психологичность организации тематического досуга заключается, прежде всего, в формировании активного импрессинга – чувства открытия нового, как запоминающегося событие в жизни ребенка, на которое он будет ориентироваться в дальнейшем (в учебном процессе, в выборе хобби). Для организации психологичности тщательно разрабатывается алгоритм программы, ее структура и содержание с позиции психологии развития личности.

В структуре тематических досуговых программ в форме организованной игры в обязательном порядке:
1. формируется особый индивидуальный подход специалистов к детям:
2. учитываются психофизиологические ритмы и циклы детского организма;
3. создается гармоничная тематическая микросреда;
4. внедряются героические темы;
5. включаются познавательно-игровые составляющие;
6. обеспечивается расширенное участие в культурных событиях;
7. для соблюдения достоверности приглашаются консультанты-профессионалы высокого уровня из заявленной в тематической программе отрасли.


Прежде всего, мы понимаем, что ребенок – наш посетитель, ориентирован не столько на получение информации просветительского характера, сколько на получение ярких впечатлений. С учетом этого площадку программы мы трансформируем в информационно-игровое пространство, где одновременно расширяются жизненные горизонты и обретается чувство сопричастности ребенка к значимому и героическому настоящему своей страны.

Мы убеждены, что наш психолого-культурный подход, ставший основой инновационных тематических технологий досуга, поможет решить задачу ценностно-смысловой определенности для будущих граждан нашей страны. Он поможет талантливым детям освободиться от комплексов и определиться в выборе жизненного пути, выбрать себе увлечение, хобби, согласно собственной природе, самомотивироваться в приобретении знаний для достижения собственной мечты во благо будущего страны. В заключение мы приводим слова великого русского врача Николая Ивановича Пирогова, которые исчерпывающе отражают наш концептуальный подход: «Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку, наружный успеет еще действовать. Выходя позже, он будет, может быть, не так сговорчив и уклончив, но зато на него можно будет положиться: не за свое не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное – у вас будут люди и граждане».


ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ


В психологической практике КДЦ «Солирис» реализуются научно-прикладное направление «Психология предназначения», практический Метод эстетической психотерапии, эксклюзивный Метод приборной и дистанционной психодиагностики, а также ряд научно-практических разработок, автором которых является И.Н. Давыдова. В основе всех теоретических и практических работ лежат результаты научных исследований и успешной психологической практики на протяжении более 25 лет.

Инновация Психологии предназначения и практического Метода эстетпсихотерапии заключается в значимых для психологической теории и практики аспектах, которые впервые выявлены, разработаны в ходе научных исследований и предлагаются как базисные в психологическом консультировании и психотерапии.

Психология предназначения представляет современную психологическую науку, основанную на современном естествознании, на междисциплинарном знании в контексте эволюционно-синергетической парадигмы, которая распространяется не только на область природной реальности, но и на когнитивную сферу. И только такая наука, понимающая человека как целостную саморазвивающуюся личностную систему, способна объяснить как многогранное поведения человека, так и закономерности его психического развития, и дать человеку экзистенциальное истинное видение Бога.

Психология предназначения – это общепсихологическое учение о личности, в котором фундаментальные принципы определяет созданная И.Н. Давыдовой Интегративная теория личности, где личность рассматривается как целостная индивидуальность – носитель интегративной функции человека. На базе Интегративной теории личности в новом научном знании – Психологии предназначения – дано сущностное определение внутреннего мира человека с позиции «трансфеноменального» мира душевного «бытия», основанного на нравственно-духовной компоненте.

Психология предназначения исходит из первичности душевного бытия человека в мире, где поведенческими ориентирами личности являются актуальные для нее духовные потребности, а столкновение с миром порождает у личности базовые психодуховные проблемы. Таким образом, предметом исследования в Психологии предназначения является душа человека – его внутренний мир и детальный анализ этого внутреннего мира.

Еще в начале ХХ века русский историк В.О. Ключевский дал такую оценку психологии: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии». А ведь каждый человек, придя в этот мир, прежде всего, обретает душу и лишь затем язык и культуру, и каждый человек – это уникальное духовное существо, обладающее особыми ресурсами своей души.

Анализируя внутренний мир личности, мы в Психологии предназначения исходим из того, что психика каждого человека – это проявление его духовной сущности, а бессознательные психические процессы в функционировании психики являются доминирующими. К. Юнг считал, что «…не мысли, не сознание, а чувство бессознательного говорит человеку, что для него хорошо, а что плохо».

До сих пор в психологии не учитывалось то, что личное бессознательное каждого человека содержит врожденный интегрированный потенциал, который включает в себя его духовный, душевный и телесный опыт, а также онтогенетические, фенотипические и генотипические индивидуальные черты.
Так вот, в нашем подходе врожденный интегрированный потенциал мы определяем как душевную конституцию личности, а функцию интегрированного потенциала – как предназначение личности.

Предназначение – это сам смысл существования человека и заложенные в его психофизиологии возможности осуществить это предназначение. Именно в предназначении заключается зерно природы человека, его психическая особенность, которая соотносится со всеми его индивидуальными измерениями от свойств нервной системы до способов самоактуализации.

У каждого психотипа своя функция интегрированного потенциала и, следовательно, свое особенное предназначение, предопределяющее жизненный путь личности этого психотипа.

В этой связи термин «психологический диагноз» определяется нами как выявленное отклонение человека от его индивидуальной психофизической природы и ее предназначения. И именно в таком подходе мы рассматриваем проблему психического здоровья в контексте баланса различных психических свойств личности с окружающей средой, управляемого высшим потенциалом личности. Именно такой подход позволил нам создать Модель бессознательных аспектов психического здоровья.

Эта модель позволяет говорить одновременно о психодуховной детерминации здоровья социокультурными ценностными компонентами и о тех внутриличностных механизмах его регуляции, которые предполагают индивидуальное своеобразие психофизической природы и ее предназначения. Данная модель психического здоровья явилась существенной, ранее отсутствовавшей базой для психотерапевтического Метода эстетической психотерапии в новой научной дисциплине – Психологии предназначения.

Практический метод эстетпсихотерапии, основанный на применении принципа гармонии, помогает решать практические задачи психологической помощи на основе этико-эстетического подхода. Это метод «гармоничного воздействия», основанный на знании внутренней гармонии индивидуальной психической природы, не нарушающий личностную структуру и восстанавливающий собственную гармонию психики человека. Мы исходим из того, что каждый человек обладает ресурсами своей души – особым предназначением. И в этой связи любое психотерапевтическое действие должно учитывать особенности психологического типа человека и способствовать позитивному изменению во имя становления человека самим собой и осуществления его собственного предназначения.

Величайший парадокс заключается в том, что для того, чтобы быть несчастным и жить не своей, а чужой жизнью, человек затрачивает огромные, усилия. А обретение им счастья и смысла жизни позволяет судить о том, что человек идет по пути своего предназначения. Знание предназначения способствует продуктивному решению психотерапевтической задачи на «смысл жизни» и помогает личности оптимистичнее смотреть в будущее.

Психология предназначения ставит своей целью воссоздание аутентичности человека его собственной внутренней природе и имеет возможность оказания практической помощи в процессе развития личности и в ситуации кризиса инновационным методом.

ИННОВАЦИОННЫЕ БАЗИСНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
И ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ЭСТЕТПСИХОТЕРАПИИ


1. Первый базисный аспект – это принятие, кроме двух уже известных факторов влияющих на развитие – наследственности и среды, третьего – духовного фактора, как безусловно детерминирующего развитие личности и ее психическое здоровье.

Процесс духовного развития личности на основе ее системы духовных ценностей рассматривается нами в качестве основного в процессе личностного развития. Мы также выделяем духовный, специфически человеческий аспект здоровья, и считаем, что только в контексте нравственных норм и духовных ценностей может быть определено здоровье личности (в отличие от здоровья как характеристики биологического организма).

Считаем, что критерии психической нормы выражены нравственными нормами и универсальными духовными ценностями общечеловеческого значения. Эти духовные ценности: Созидание, Истина, Добро и Красота, пронизанные верой в Святое, лежат в основе духовной жизни человека. В этом аспекте впервые в психологии личность рассматривается нами как духовная сущность в рамках духовного генезиса.

2. Второй базисный аспект – это создание типологической классификации личности, представленной 20-ю психологическими типами. Для создания типологии примером природной целесообразности послужили аминокислоты – основной биологический фактор, управляющий внешними и внутренними процессами жизнедеятельности в клетках. Функции 20-и основных аминокислот, из которых формируется весь организм, стали в нашем исследовании символическим подобием 20-и архетипических функций, выражающих способ психической жизни и формы действия мифологических героев во всех культурах мира. А уже в основу разработки психологических параметров двадцати психотипов положен сравнительный анализ функциональных свойствах архетипов мифологических героев и функциональные свойства различных психологических типов людей, выявленных экспериментально.

И.Н. Давыдовой создана строгая типологическая классификация, где психотипы отличаются ведущей функцией и формой психической жизни (паттерном эмоций, чувств, настроения, формой психологической защиты, образом потребного будущего). В этом аспекте впервые в психологии психологические различия личностей сведены в гомологическое соответствие с генетической природой человека и исключают бесконечное многообразие психологических типов.


3. Третий базисный аспект – это открытие нами мутагенного симптомокомплекса «аберраций» (лат. aberratio – отклонение). Выявленное в ходе проводимого нами эксперимента явление аберраций доказывает, что в психическом развитии наследуемые поведенческие комплексы создают паттерны поведения, препятствующие индивидуальному духовному развитию, формируют вынужденное, компенсаторное, поведение, блокируют осуществление жизненной программы – предназначения, и навязывают личности путь страдания. Аберрации проявляются, когда бездуховное поведение предка, наследуется как дефект психического развития потомка, побуждая его к нарушению саморазвития. В этом аспекте впервые в психологии наличием аберраций объясняются все существенные деформации личности, связанные с дефектами ее саморазвития, с обесцениванием жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей.

4. Четвертый базисный аспект – это рассмотрение пограничных состояний психики с позиции архаика-религиозного подхода, где аномалия личности оценивается нами не с клинических, а с духовно-этических позиций. Исходя из этого, мы четко сформулировали объективные критерии психологической индивидуальной нормы, которые выражены ценностными компонентами архаика-религиозных эталонов в структуре каждого психотипа (например, для психотипа Absolutus ‒ это идеальная вера; для психотипа Sensus ‒ это идеальная любовь; для психотипа Annihilatio ‒ это идеальная справедливость).

Психопатология объясняется нами как нравственные дефекты личности, которые являются смещением личностных паттернов нормы в сторону порока и деградации. При рассмотрение предельных психических состояний мы отводим ключевую диагностик-терапевтическую роль религиозной символике - понятию «греха» и «добродетели», почерпнутым в христианской религии. Этот аспект позволяет впервые в психологии использовать религиозную символику как эвристическое средство репрезентации и понимания духовных значений различных форм пограничных расстройств.

5. Пятый базисный аспект – это изобретение приборного метода экспресс-психодиагностики (ЭПД), в котором психодиагностическое исследование проводится кожно-гальваническим тестированием с помощью микро-резонансных контуров, содержащих волновую информацию о различных психических состояниях человека.
Психодиагностический приборный метод ЭПД (патент № UA 43698А от 17.12.2001 г.) обеспечивает глубокий анализ личности, ее особенностей, психических состояний и позволяет с высокой достоверностью определить психологические параметры личности с учетом имманентной динамики личности и механизмов индивидуального развития, дает возможность выявить причины дезорганизации психических процессов в личной, межличностной и профессиональной сфере.

Данный метод психодиагностики аналогичен «детектору лжи» и исключает проявление сопротивления со стороны консультируемого, обдумывания им ответа с целью ориентации на правильный ответ, желания что-то скрыть или обмануть. Метод приборной психодиагностики позволяет понять тестируемого без слов, так как вопросы конструирует не психолог, а микрорезонансный тест, что исключает связь заданного вопроса с травмирующими переживаниями и повышает достоверность диагностики. В этом аспекте впервые в психодиагностике мы не только дали сущностное определение внутреннего мира человека, но и доказали его реальность путем возможности выявления с помощью объективного метода психодиагностики.


Метод Комплексной дистанционной психодиагностики (свидетельство № 578 от 25.03.2021) помогает посредством дистанционного тестирования на онлайн-консультации определить психическую природу личности и ее предназначение, раскрывает историю жизненного пути психотипа, позволяет сделать психологический футуропрогноз – точное описание и понимание настоящего момента (психологический диагноз), объяснение этого настоящего всем ходом прошлого психологического развития человека и моделирование возможных вариантов будущего, способствующих личностному росту человека, обратившемуся за помощью. Метод представлен комплексом тестов для психодиагностического тестирования и психодиагностическими картами 20-и психотипов.

В выявлении психических свойств личности автором применен концептуальный комплексный подход, в связи с чем комплексное психологическое тестирование в методе приобретает смысл модели личности, так как посредством тестирования анализируются: модель индивидуального поведения, межличностного поведения, творческой реализации, социального, духовного и декомпенсированного поведения, вызванного автономными и аффективными комплексами. Такой подход обеспечивает индивидуальную психотерапевтическую помощь, основанную на результатах психодиагностики и нацеленную на установление позитивных мотиваций клиента и закрепление их методом эстетпсихотерапии.

Давыдова Ирина Николаевна – психотерапевт, доктор психологических наук, действительный член Российской академии естественных наук, автор научно-прикладного направления «Психология предназначения», практического Метода эстетпсихотерапии, эксклюзивных Метода приборной психодиагностики и Метода дистанционной психодиагностики, ряда научных работ, методик и психотехнологий, которые значительно расширили объем психологической помощи и успешно применяются в психологической практике. Научные достижения И.Н. Давыдовой отмечены рядом отечественных и зарубежных наград.


«Цель моей теоретической работы – рассмотреть закономерности и процессы развития психики человека на протяжении всей жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знания. Я исследую человеческую психику во все возрастные периоды и на всех стадиях, прежде всего принимая во внимание духовный фактор, влияющий на его развитие. так как именно этот фактор помогает понять, кем является личность и как относится к миру. Суть моей научной точки зрения заключается в том, что люди, прежде всего, являются существами духовными. Я рассматриваю процессы реагирования и интерпретации человеком различных воздействий, в том числе и социальных, с той позиции, что каждому человеку присуща индивидуальная психическая природа, свое предназначение и свой духовный потенциал в силу влияния которых человек активно участвует в ходе собственного развития, делая выбор в той или иной ситуации.

О какой именно науке в моей деятельности идет речь? Наука бывает диссертационной, когда существует только в теории, бывает флюгерной – это куда ветер перемен подул, туда и повернул исследователь. Я верна своему выбору – постнеклассическая междисциплинарная наука. Мой интегральный подход заключается в объяснении операционных механизмов личности не только на языке психологии, но и на языке синергетики, антропологии, генетики, религии и философии. В психологии я создала новое научно-прикладное направление, которое объединяет ноосферу концепцию В.И. Вернадского, синергетический подход Г. Хакена, гомеостатический подход У. Кеннона, педагогическую генетику В.П. Эфроимсона, аналитическую психологию К. Юнга, дифференциальную психологию А.В. Либина, философию всеединства В.С. Соловьева и психологию религии. Это позволило создать новую форму психологической помощи, концепция которой направлена на решение проблем, возникающих на «границах» духа и тела, души и тела. Такой подход совпадает с концепциями Юнга, Адлера, Роджерса, Грофа, утверждающими, что личность – произведение врожденной духовности, духовного опыта, возведенного в степень нравственности.

Многие психологические концепции помощи игнорируют категорию Духа и проблематику высших человеческих ценностей. Традиционные концепции относят категорию Духа к религиозным догматам и не рассматривают его в единстве с эмоциональными и интеллектуальными процессами. Обездушивание, игнорирование фактора духовности лежит в основе кризиса традиционного научного знания и образовательных систем. Научная концепция современной междисциплинарной науки «Психологии предназначения» гласит: духовность (нравственность) – есть третья, помимо среды и наследственности, и главная детерминанта психического развития личности. И потому все, что безнравственно, вредно для психики. Таким образом, в основании концептуальной базы «Психологии предназначения» лежит нравственно-духовная компонента поведения человека.

Практический Метод эстетической психотерапии разработан мной для анализа душевной жизни человека, для гармоничной коррекции его поведения во имя становления человека самим собой. И главное отличие Метода эстетической психотерапии от других психотерапевтических методов в том, что в его основе лежит понимание личности человека не с позиции наличия у него психических проблем, а с позиции возможностей его индивидуальной психической природы и ее потенциала развития – предназначения.

В эстетпсихотерапии решающим фактором является индивидуальный психотерапевтический подход, основанный на знании психофизической природы клиента, который помогает клиенту понять самого себя получив информацию о своих возможностях и ограничениях на жизненном пути, заложенных в его индивидуальной природе. На основании чего человек сам делает выбор. Психотерапевтическая стратегия нацелена на самопомощь – принятие ответственности клиентом за свою жизнь на себя, а задача психолога – помочь ему преодолеть кризисные ситуации и научить его способам самопомощи.

Механизм эстетико-этического психологического коррекционного воздействия состоит в том, что психокоррекционное воздействие осуществляется эстетико-этическими средствами и направлено через психику на весь организм человека. Такая психотерапевтическая стратегия метода основана на эстетико-этическом подходе, который стал результатом моих исследований эстетического феномена внутренней гармоничности человека в 2002−2004 гг.

Объективные данные проведенного исследования позволили понять, что эталон поведенческой нормы, выраженный принципом гармонии, обладает эмоционально-оценочным характером и соответствует эталону психофизического комфорта. Также было выявлено, что у психосемантической системы бессознательного человека определенного психотипа своя разрешающая способность, позволяющая давать эстетическую оценку реальности близкую его природе и создавать творческий продукт, эквивалентный своей природе, что удалось выразить в математических значениях.

Таким образом, был сделан вывод, что нормой воздействия на человека является феномен эстетической корреляции – гармоничное воздействие, содержащее золотые пропорции, гармонию формы, цвета, звука, ритма, слова, композиции, образа, но средства влияния на психику человека должны быть адаптированы к конкретной личности и следовательно, обладать силой эстетического воздействия, соответствующей его психофизической природе.

На основе полученных в ходе исследования общих семантических признаков были описаны 20 психотипических шкал предпочтения геометрических форм, звуковые и мелодические предпочтения, предпочтения цвета, запахов, ключевых слов и метафорического содержания психотерапевтической беседы. Все эти параметры вошли в модели эстетпсихотерапевтической помощи для 20-и психотипов.

Таким образом, на основе выработанного в результате исследования этико-эстетического подхода был создан Метод эстетический психотерапии «гармоничного воздействия». В Методе эстетической психотерапии используются авторские психокоррекционные техники с эстетикопсихотерапевтическими элементами цветротерапии, музыкотерапии, ароматерапии, телесно-ориентированной терапии, арт-терапии в комплексе с моделями позитивной психотерапии, где акцент в индивидуальном психотерапевтическом процессе делается на позитивных качествах личности, на ее воле, совести и воображении.

Практические разработки «гармоничного воздействия», базирующиеся на применении этико-эстетического подхода полностью безопасны, не нарушают личностную структуру и восстанавливают собственную гармонию психики человека, потому что основаны на знании внутренней гармонии индивидуальной психической природы. Воплощая принцип «Меняя образ мира, меняем стиль жизни», Метод эстетической психотерапии помогает эффективно решать практические задачи психологической помощи взрослым и детям.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве. При использовании материалов сайта активная ссылка на www.soliris.ru обязательна.

Контактная информация: тел.: +7 915 416 9421; +7 978 817 7596; e-mail: soliris-rus@mail.ru