Научно-практическая лаборатория "Солирис" - Методика
Научно-практическая лаборатория "Солирис"
русский
English
Главная
Методика
О методе и о его авторе
Практика
Публикации
Творчество
Обратная связь
События
Методика

Инновационный психолого-культурный подход
в культурно-досуговой деятельности



На протяжении последних лет мы трудимся в сфере культуры досуга, предлагая в социум свои инновационные технологии тематического досуга для всей семьи. Технологии представлены рядом досуговых программ научно-познавательного и нравственно-патриотического содержания. Все тематические досуговые программы, разработанные и успешно внедренные АНО «Культурно-досуговый центр «Солирис», базируются на концептуальном психолого-культурном подходе, который является инновационной составляющей технологии. Мы создаем культурный досуг, встраивая в него специальную психологичную модель культурной среды, где информация, которую получают дети в процессе тематической игры, становится не только целью воспитания, но и средством для развития ребенка как творческой личности. Это означает формирование системы организации семейного досуга как более возвышенной деятельности, направленной на воспитание посредством приобщения к культуре.



В основе подхода лежит объединение знания психологии развития личности и образцов культурно-исторического наследия страны. Именно такой подход позволяет создавать эффективную психологичную модель культурной среды, специально сконструированной для восприятия ребенка и необходимую для его всестороннего развития и раннего нравственно-патриотического воспитания. Это модель отражает систему представлений о мире и человеке, о человеческом обществе и отношении людей, о гражданских ценностях и о героическом культурном наследии страны как предмете гордости и уважения. Основным моментом в данном случае является не само тематическое содержание программы, а взаимодействие со специально созданной психологичной культурной средой, дающее эффект сопричастности ребенка к происходящим событиям.

Задачей культурного развития является духовное (нравственное) становление личности – формирование моральных установок и форм реализации. Основным результатом культурного развития должно стать формирование нравственного поведения ребенка. Ребенок должен осознать, что между чувствами, мыслями и поведением существует связь, и что жизненные проблемы вызываются не только ситуациями, но и неверным выбором. Для этого необходимо не только дать знания о принятых в данном обществе нормах и правилах, но и способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, а затем их реализации ребенком в повседневных поступках.
Сфера досуга предоставляет чрезвычайно широкие возможности для социализации и одновременно мотивации ребенка. Как правило, содержание досуга ребенка определяется внутренними мотивами, в которых ребенок свободен от внешнего принуждения, поэтому-то он раскрывает и формирует свои подлинные качества. В этой связи использование в детской досуговой деятельности специальных программ нравственно-патриотической тематики является необходимым элементом культурного досуга.

Культура досуга – это процесс осознания и принятия социально-нравственных ценностей, норм, правил и привычек. В этой связи тематическая досуговая деятельность является культурным досугом, призванным адекватными детскому восприятию средствами прививать ребенку гражданские ценности. В этом процессе дети усваивают общепринятые социальные и общечеловеческие культурные нормы поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам, правилам и принципам – человеколюбие, оптимизм, патриотизм ‒ и самостоятельно делать моральный выбор.

Усвоение нравственных норм и моральных ценностей происходит на основе ориентации ребенка на образцы поведения значимых взрослых или «идеальных героев». Специально организованная игра способствует совершенствованию эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка, развивает нравственные мотивы поведения. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.

Возможно, в процессе тематической игры у ребенка откроются определенные таланты, развивая которые он придёт к профессии. Если нет – он просто получит удовольствие от процесса игры и овладеет определенными, необходимыми ему в жизни навыками. Как считал прародитель космонавтики Константин Циолковский, подлинно творческий ум рождается в три этапа: на первом познает банальные истины, на втором приобщается к знаниям избранных, на третьем делает открытия, которые никто и никогда еще не совершал.



Создание психологической модели культурной среды, как доброжелательной развивающей среды, и её адекватность психическому развитию ребенка и творческому характеру деятельности является необходимым условием, которое позволяет исследовать окружающий мир, формировать и максимально раскрыть потенциальные возможности и обрести нацеленность на гражданские ценности.
Для создания доброжелательной развивающей среды важнейшим инструментом является фактор психологичности детского тематического досуга, используя который можно заинтересовать и увлечь детей героическим прошлым народа, достижениями страны в науке, технике, космонавтике, авиации. Психологичность организации тематического досуга заключается, прежде всего, в формировании активного импрессинга – чувства открытия нового, как запоминающегося событие в жизни ребенка, на которое он будет ориентироваться в дальнейшем (в учебном процессе, в выборе хобби). Для организации психологичности тщательно разрабатывается алгоритм программы, ее структура и содержание с позиции психологии развития личности.

В структуре тематических досуговых программ в форме организованной игры в обязательном порядке:
1. формируется особый индивидуальный подход специалистов к детям:
2. учитываются психофизиологические ритмы и циклы детского организма;
3. создается гармоничная тематическая микросреда;
4. внедряются героические темы;
5. включаются познавательно-игровые составляющие;
6. обеспечивается расширенное участие в культурных событиях;
7. для соблюдения достоверности приглашаются консультанты-профессионалы высокого уровня из заявленной в тематической программе отрасли.



Прежде всего, мы понимаем, что ребенок – наш посетитель, ориентирован не столько на получение информации просветительского характера, сколько на получение ярких впечатлений. С учетом этого площадку программы мы трансформируем в информационно-игровое пространство, где одновременно расширяются жизненные горизонты и обретается чувство сопричастности ребенка к значимому и героическому настоящему своей страны.

Мы убеждены, что наш психолого-культурный подход, ставший основой инновационных тематических технологий досуга, поможет решить задачу ценностно-смысловой определенности для будущих граждан нашей страны. Он поможет талантливым детям освободиться от комплексов и определиться в выборе жизненного пути, выбрать себе увлечение, хобби, согласно собственной природе, самомотивироваться в приобретении знаний для достижения собственной мечты во благо будущего страны. В заключение мы приводим слова великого русского врача Николая Ивановича Пирогова, которые исчерпывающе отражают наш концептуальный подход: «Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку, наружный успеет еще действовать. Выходя позже, он будет, может быть, не так сговорчив и уклончив, но зато на него можно будет положиться: не за свое не возьмется. Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное – у вас будут люди и граждане».

Инновационный психоэкологический подход в психологической практике



В психологической практике культурного досуга КДЦ "Солирис" реализуются практические методы психологии развития личности: метод экспресс-психодиагностики (ЭПД) (патент № UA 43698А от 17.12.2001 г.); метод индивидуальной образно-ассоциативная психокоррекция; метод биорезонансной психокоррекции; комплексные методы групповой психокоррекции, которые сочетают в себе вербальное и невербальное (символ, образ, цвет, музыка, форма, запахи) воздействия, ассоциативно-образную разгрузку (методика "Метаморфоза", ПА № 1284 от 20.07.1998 г.); при этом используются разработанные доктором психологических наук И.Н. Давыдовой психологические модели: периодическая систематизация психологических морфоструктур, интегративная теория личности, модель развивающейся личности, интегративная периодизации развития личности, модель ноосферных процессов в эволюции человечества.

Принципы структурной биологической и психической гомологии позволили автору создать типологическую классификацию личности, представленную 20-ю психологическими типами, выявленными экспериментально по повторяемости типических направленностей действий и способов понимания, что дает возможность уйти от бесконечного эмпирического многообразия. И.Н. Давыдовой создана строгая типологическая классификация, где психотипы отличаются ведущей функцией и формой психической жизни (паттерном эмоций, чувств, настроения, формой психологической защиты, образом потребного будущего).



Метод экспресс-психодиагностики (ЭПД) является принципиально новым подходом в психодиагностике. Он основывается на достижениях современной квантовой генетики (открытие волновой природы ДНК), биорезонансной медицины (метод приборной электропунктурной диагностики соматического состояния) и синергетическом подходе в психологии (понятие личности как целостной динамической, саморазвивающейся, неравновесной системы).

Метод запатентован как изобретение (патент № UА43698А от 17.12.2001). Апробация биорезонансного метода психодиагностики проводилась в Днепропетровской медицинской академии, на кафедре народной медицины, и в Российской академии естественных наук.

Идея метода заключается в том, что знание собственной психической природы является, прежде всего, важнейшим инструментом объективной самооценки, постижения собственного предназначения и выполнения личностью своей жизненной задачи.

Суть метода ЭПД заключается в том, что на основании результатов биорезонансного тестирования индивидуальные и генотипические особенности личности интегрируются в персональную модель личности, включающую в себя индивидуальный и родительские психотипы, уровень психического развития, исходя из которых определяются основные черты, цели, мотивы, задачи, способности, акцентуация, синдром, групповая роль личности, стиль межличностного поведения в норме и в конфликте, вид профессиональной деятельности, мотивация деятельности, наличие стресса и другие психологические состояния.

Данный метод позволяет с высокой достоверностью определить психологические параметры личности с учетом имманентной динамики личности и механизмов индивидуального развития, дает возможность выявить причины дезорганизации психических процессов в личной, межличностной и профессиональной сфере. Прогностичность метода обусловлена определением направления индивидуального развития в интеллектуальной, профессиональной, творческой, нравственной программе, что связано с профессиональной ориентацией, оценкой профпригодности и профессиональных взаимоотношений в коллективе.



Экспресс-психодиагностика помогает выявить истинную причину страданий и проблем обследуемого и приступить к образно-ассоциативной психокоррекции, а также к собственно биорезонансной психокоррекции с использованием биорезонансных разработок (носителей акустических голограмм).

Давыдова Ирина Николаевна (творческий псевдоним ИЯ Турбаи) является автором метода эстетпсихотерапии. Метод эстетической психотерапии – это интеграл из нравственности и гармоничности; акцент в индивидуальных психотерапевтических процессах делается на позитивные качества личности, на ее совесть и воображение. Метод основан на позитивном подходе, а это значит, что психическое, душевное, здоровье определяется не отсутствием психологических проблем, а способностью их решать.

Многолетние исследования И.Н. Давыдовой по изучению основных механизмов психической деятельности в норме и патологии, механизмов психической адаптации и компенсации, ее метаболизма, обоснованности коррелирующей психотерапии, характеризуются принципиальной новизной. Ею созданы и запатентованы волновой приборный метод экспресс-психодиагностики, что способствует значительному расширению объема психологической помощи.

Научные достижения И.Н. Давыдовой отмечены рядом отечественных и зарубежных наград.
Область профессиональных интересов автора метода эстетпсихотерапии определяется перечнем отраслей современной психологии (согласно стандарту УДК – М., 1987). Cкорее всего, неспециалиста в области психологии может сбить с толку широта взглядов И.Н. Давыдовой и перечень отраслей, которые охватывают ее практические исследования и теоретические работы. Но человек – многогранен и согласно синергетическому подходу представляет собой сложную и нелинейную систему. Именно потому И.Н.Давыдова выходит за рамки представлений о личности и тем самым возводит психологическую науку и практику на современный уровень познания.



«Цель моей теоретической работы – рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития психики человека на протяжении всей жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знания. Я исследую человеческую психику во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические, духовные факторы, влияющие на его развитие. Особое внимание уделено творчеству, так как именно оно помогает понять, кем является личность и как относится к миру. Суть моей научной точки зрения заключается в том, что люди, прежде всего, являются существами духовными.
Я рассматриваю процессы реагирования и интерпретации человеком различных воздействий, в том числе и социальных, с той позиции, что каждому человеку присуща индивидуальная психическая природа, и в силу своего нравственного потенциала человек активно участвует в ходе своего собственного развития, делая выбор в той или иной ситуации.

О какой именно науке в моей деятельности идет речь?
Наука бывает диссертационной, когда существует только в теории. Бывает флюгерной – это куда ветер перемен подул, туда и исследователь повернул. Я верна своему выбору – постнеклассическая междисциплинарная наука. В ноосферной психологии я создала направление, которое объединяет ноосферную концепцию В.И. Вернадского, синергетический подход Г. Хакена, гомеостатический подход У.Кеннона, аналитическую психологию К. Юнга, дифференциальную психологию А.В. Либина и главную заповедь профессионала – «Не навреди!». На том строится научно-теоретическая основа наших технологий.

Методологической базой моих научных исследований я определила эклектизм, который означает принятие и использование работающих частей различных теорий. Эклектизм предполагает готовность и способность извлекать работающие фрагменты из широкого ряда теоретических подходов. На основании такого подхода я создала теорию ноосферного развития, способную интегрировать все сложности развития человека и объединяющую точную природу временнόй периодизации развития человека. Эта теория отвечает на вопросы о том, как взаимодействие наших врожденных предпосылок с влиянием семьи, культуры и общества определяет становление члена общества как структурной единицы эволюции.

Многие психологические концепции помощи игнорируют категорию Духа и проблематику высших человеческих ценностей. Традиционные концепции относят категорию Духа к религиозным догматам и не рассматривают его в единстве с эмоциональными и интеллектуальными процессами. Обездушивание, игнорирование фактора духовности лежит в основе кризиса традиционного научного знания и образовательных систем.

Модернистские тенденции в традиционной религиозной жизни стали предпосылками возникновения новых форм психологической помощи. Концепции психологической помощи, направленные на решение проблем, возникающих на «границах» духа и тела, души и тела, духа и души – это концепции Юнга, Адлера, Роджерса, Грофа. Они утверждают, что личность – произведение врожденной духовности, духовного опыта, возведенного в степень нравственности.

В 1998 г. я впервые в РАЕН изложила свою еще сырую концепцию «Ноосферного психодуховного развития». Прошло более десяти лет, из них пять существует стройная научная концепция, достойно занявшая свое место в психологической науке, заполнившая пустоту в психологии развития теми самыми нестандартными разработками и изобретениями, они описаны на языке современной междисциплинарной науки, которую я представляю. И ничего общего это не имеет ни с астрологией, ни с другими оккультными науками. Данное направление научно обосновано, и лежащая в его основе и доказанная научными трудами концепция гласит: духовность (нравственность) – есть третья, помимо среды и наследственности, и главная детерминанта психического развития личности. И потому все, что безнравственно, вредно для психики.

Совсем недавно своим примером достоинства и гордости первопроходца меня вдохновила Н.П.Бехтерева. Я поняла, что устала спорить, уже не хочу ничего доказывать и по примеру Бехтеревой заявляю: «Я так думаю, потому что я так чувствую; я так делаю, потому что имею на то право», потому что мое «знание» основано на том научном предвидении, на том самом интуитивном, которое присуще первопроходцам.

В настоящее время к традиционным формам оказания психологической помощи относятся:
Индивидуальная помощь; Индивидуальное психологическое консультирование; Экстренная психологическая помощь в кризисной ситуации; Психодиагностика; Индивидуальная психолого-педагогическая помощь в развитии познавательной деятельности; Библиотерапия; Психоанализ; Катартическая терапия; Групповая психологическая помощь и тренинги; Ролевой и коммуникативный тренинг; Психодрама; Тренинг сензитивности; Группы встреч; Разъяснительная психотерапия; Телесно-ориентированная терапия (тренинги); Арттерапия; Тренинги делового общения; Групп-анализ.

Кроме того, существуют и применяются, а также не запрещены следующие подходы в психологической помощи:
психосинтез, гештальт-терапия, трансперсональная терапия, холодинамика, боевые искусства Востока, психоанализ, техники активного воображения, нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, классический и эриксонианский гипноз, психодрама, йога, процессуально-ориентированная психотерапия Менделла, аналитическая психология Юнга, когнитивная психотерапия, эзотерические практики и практики медитации, произвольное самовнушение КУЭ, логотерапия В.Франкла, психосоматика, экзистенциональная терапия, телесно-ориентированные практики, арттерапия, религиозная психотерапия, эмпатическое слушание.

«Нетрадиционность» моего подхода заключается в объяснении операционных механизмов личности на языке синергетики, антропологии, генетики, религии и философии. К величайшему сожалению, в классической психологии с поразительным упорством также игнорируются интереснейшие научные труды и практические наработки ученых, психологов-практиков, подтверждающих главенство в психической структуре личности «волновых», «полевых», «духовных» структур, определяющих неразрывное единство вещества и поля, частицы и волны, человека и Вселенной.

Кстати, квантовая структура реакций гомеостаза организма на внешние воздействия описана в труде ученых Российской академии естественных наук (РАЕН) «Антистрессорные реакции и активационная терапия» (Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, Т.С. Кузьменко, 1998). Авторами показано, что эти реакции развиваются в соответствии с периодической закономерностью в зависимости от абсолютной величины действующего фактора. Механизм их проявления рассматривается с позиции колебательных процессов и принципа самоорганизации.

Я твердо убеждена, что будущее психологии, если она хочет его иметь, находится в контексте эмпирической психологии, стимулируемой техникой построения моделей (изображений), синергетическими методами, волновыми технологиями, а также генетикой человека. Встроенные в науки о познании человека идеи «психологии устойчивого развития личности» можно проверить, и именно здесь ее идеи могут оказывать огромное влияние на развитие общества.

В различных моделях психологической помощи ответственность психолога и клиента за исход взаимодействия зависит от основного механизма воздействия предлагаемой практики. Например, в психотерапевтической практике (гипноз, рациональная психотерапия) при неуверенности в себе пациента, основным механизмом воздействия является принятие авторитета психолога, подчинение его воле – ориентация на сферу психики пациента. В этом случае ответственность психолога за исход взаимодействия максимальная, пациента – минимальная.

В своей практике я придерживаюсь модели гуманистической психотерапии, где основным механизмом воздействия является: катарсис, принятие чувств, доверие к себе больше, чем к другому, новый эмоциональный опыт, эмпатия, ориентация на сферу чувств. Ответственность психолога за исход взаимодействия минимальная, у пациента – максимальная.

Мой метод исключает проявление сопротивления со стороны консультируемого, обдумывания им ответа с целью ориентации на правильный ответ, желания что-то скрыть или обмануть, т.к. вопросы конструирует не психолог, а МРК-тест, и он исключает связь заданного вопроса с травмирующими переживаниями.

Семантические неточности в речи консультируемого возникают в постстрессовом состоянии в силу неспособности или нежелания точно выразить смысл ситуации или переживания, что обычно требует от психолога задавать вопросы для уточнения, конкретизации, насыщения ответа образами и ощущениями. Психолога учат задавать вопросы, и он не обязан «понимать» без слов. Мой метод приборной психодиагностики позволяет понять без слов!»

Именно такие изобретения должны стать для специалиста его инструментарием, облегчающим процесс описания, объяснения и моделирования феноменов внутреннего мира человека, его внешнего поведения. Ведь психологическая помощь как раз включает в себя точное описание и понимание настоящего момента (психологический диагноз), объяснение этого настоящего всем ходом прошлого психологического развития человека и моделирование возможных вариантов будущего, способствующих личностному росту человека, обратившемуся за помощью.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве. При использовании материалов сайта активная ссылка на www.soliris.ru обязательна.

Контактная информация: тел.: +7 915 416 9421; +7 978 817 7596; e-mail: soliris-rus@mail.ru