Научно-практическая лаборатория "Солирис" - Публикации
Научно-практическая лаборатория "Солирис"
русский
English
Главная
Методика
Практика
Публикации
Книги, cтатьи, доклады, теорет. материалы и т.д.
Творчество
Обратная связь
События
Публикации
Ноосферная психология - психология единого человечества
как космического явления


И.Н. Шванёва,
доктор психол. наук

Гармония - это гамма пропорций, которая
делает добро легко-, а зло трудновыполнимым.

А. Энштейн.


В развитии психологии, как и в развитии любой профессиональной области, время от времени возникает дисбаланс между теорией и практикой: практика является двигателем теории, поскольку накапливает факты и реагирует на изменение потребностей общества, но в то же время отсутствие развитой теории оставляет профессиональную практику на уровне ремесла. В настоящее время мы наблюдаем изменение не только и не столько структуры психологии, сколько системы психологии в изменяющейся системе видения мира.

Главное достижение современного естествознания это интегрирование разных областей знания, что позволило сформировать новую картину мира, которая принципиально отличается от старой, и человек рассматривается в ней как цельная информационно-энергобиологическая система с позиции квантовой физики, синергетических аспектов самоорганизации, теории фракталов, голографии.

Применение принципов самоорганизации к биологическим, психологическим и социологическим явлениям основано на фундаментальной гомологии, на родстве самоорганизующейся динамики многих уровней. С этой точки зрения человек живет одновременно на большем числе уровней, чем другие формы жизни, появившиеся в биосфере в начале эволюции. Здесь наука открыла, что эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции. Взаимодействие биосферы и человечества образует новое информационное пространство - ноосферу, в котором развертывается современная космическая и геологическая стадия эволюции планеты.

Становление ноосферы, по В. И. Вернадскому, - это глобальный общепланетарный процесс установления гармонического взаимодействия самых мощных геологических сил на планете - живого вещества биосферы и человечества. "Человечество в целом, т.е. не только живущее, но и ушедшее, зафиксировавшее свой опыт, а возможно, и будущее, куда мы помещаем нормирующий нас идеал, участвует в научном освоении действительности. Общее сознание планеты первично, а всякая машинерия потом, человек - проект природы" (В. И. Вернадский). В сознании ноосферы проявляется космическое предназначение человечества как структурообразующей силы, влияющей на эволюцию планеты и космоса. Это означает, что от человечества зависит, будет ли эволюция планеты Земли прогрессивной и, следовательно, человечество должно вкладывать весь накопленный духовный, интеллектуальный, нравственный и технологический потенциал в ее развитие.

В центре процесса формирования ноосферы, нового информационного пространства, стоит личность. Личность, интегрирующая духовный, интеллектуальный и телесный опыт - это структурная единица человеческого сообщества. Следовательно, общество, способное гармонично строить отношения "Человек - Общество - Природа" (ноосферное общество) нуждается в самодостаточной, целостной личности, способной не только потреблять и усваивать энергию и информацию, но и творчески ее преобразовывать в целесообразные изменения окружающего мира в соответствие с высшими целями, в соответствие с культурными и духовными ценностями.

В этой связи в теории психологической помощи в новом свете представляется проблема психологического познания человека, понимание его как целостной личностной системы и индивидуальности, что требует объяснения внутренних причин его индивидуального поведения с позиции осмысления единства и взаимосвязи природы человека с эволюционными процессами планеты. Таким образом становится очевидной необходимость создания общей теории, учитывающей специфику потребностей человечества как системы и его конкретных составляющих (человек, социум) как подсистем в свете процесса формирования ноосферы. Такое объективизирующее знание имеет право на существование в психологии, т.к. в настоящее время сформировались все необходимые предпосылки для решения ключевого вопроса, разработки стратегии науки и человеческой цивилизации - вопроса о переходе к ноосферному типу мышления.

Вводя в контекст психологического знания категорию "ноосфера", мы впервые приближаемся к истинному предмету психологии - концепции, обобщающей и объясняющей цели и механизмы психофизических изменений личности и отражающую сопряженность эволюции человечества и биосферы как закономерного звена биосферно-космической эволюции.

Нами разработана ноосферная - интегративная теория личности, которая основана на концепции становления ноосферы В.И.Вернадского, концепции ноосферного образования Н.В.Масловой и интегрирует в себе семь базовых теорий личности общепринятых в психологии (психодинамическую теорию З.Фрейда, аналитическую теорию К.Юнга, гуманистическую К.Роджерса и К.Маслоу, когнитивнуую теорию Дж.Келли, деятельностную А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, поведенческую теорию Дж. Уотсона и А.Бандуры, диспозициональную теорию Г.Айзенка, Г.Оллпорта и В.Д.Небылицина). Нами использованы также принципы дифференциальной психологии А.В.Либина, теории семантического пространства Н.Налимова, динамической психологии и психосинтеза Р. Ассаджиоли, трансперсональной психологии С. Грофа.

Личность нами рассматривается как саморазвивающаяся информационно-энергобиологическая система, носитель интегративной функции, выполняющая свое космическое предназначение структуропреобразующей силы, влияющей на эволюцию планеты и Космоса.

Мы предлагаем концепцию психологии ноосферного развития - психологии нового поколения, которая сопрягает свои знания с достижениями современной науки и ставит своей целью сохранение душевного здоровья человека, гармоничного мироощущения и оптимального уровня жизнеобеспечивающих реакций.

Главная задача психологии ноосферного развития - формирование устойчивого позитивного мышления личности в условиях кризисного состояния общества, способность адекватно использовать культурные критерии в профессиональной деятельности и реализовать на практике новые идеи, отвечающие требованиям устойчивого ноосферного развития общества.

Если психоанализ - это психология подсознания, идентифицируемого с человеческой сутью; бихевиоризм - психология характера, способа действовать, принимаемого за человеческую суть; гуманистическая психология - психология личности, самости как самоцели человека, то психология ноосферного развития - это, наконец, нравственная психология, психология человека, поскольку в ней психологические орудия даны в соотношении с тем, чему они призваны служить; это психология рождения собственной личности. Эту психологию можно определить как психологию устойчивого ноосферного развития целостной личности, психологию предназначения человека, определения его места в едином психофизическом пространстве.

Личность как специфическая, не сводимая к другим измерениям, конструкция не является самодостаточной, в самой себе несущей смысл. Смысл этот определяется в зависимости от складывающихся отношений, связан с сущностными характеристиками бытия, что означает уровень потребностей личности, ее эволюцию и осуществление ее возможностей.

Нынешняя теория самоорганизации стоит на идее многовариантности эволюционных направлений и возможности выбора в точках разветвления (бифуркации) этих направлений, причем сам этот выбор и будущий провидимый его результат формирует самое настоящее, сам тип развития - как бы вводит своего рода предопределение в процесс. Вот почему так важен сам рефлекс высшей цели. Внедрение этой цели в общество будет реально действовать как эволюционно направленный фактор. Так как эволюция человечества и преображение природных качеств человека духовностью выступают в единстве как прямая и обратная связи. И только в логике их решения, на наш взгляд, можно дать целостное психологическое понятие личности. Современные исследования сознания показывают, что духовное начало является исконным и естественным измерением человеческой психики и мироустроения. Человек - единственное из живых существ, которое не только живет и живет тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому.

Наиболее известные теоретики в области гуманистической психологии - Э. Фромм, Г. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Д. Келли, Р. Мэй, В. Сатир, А. Маслоу, М. Мерфи, как и философы-экзистенциалисты, подчеркивают, что каждый человек как свободное существо ответственен за реализацию наибольшего числа возможностей. В гуманистической психологии считается, что самосовершенствование является основной темой, которую нельзя выявить, изучая только психические нарушения. Изучать следует в этом случае предназначение. И оно рассматривается как потребность в самоактуализации, как желание человека стать тем, кем он может стать.

Основоположник комплексной, аналитической психологии К. Г. Юнг считал, что "личность никогда не может развернуться, если человек не выберет сознательно свой собственный путь". Выбрать этот путь "и таким образом вырваться, как из марева, из бессознательной идентичности с массой", по мнению К. Г. Юнга, человека побуждает предназначение. Свои размышления об угрозе, связанной с растворением индивидуального начала в бессознательной и коллективной стихии, Юнг изложил в работах, посвященных анализу событий, повлекших за собой первую и вторую мировые войны. Он вскрыл бессознательные корни фашистского психоза и тем самым доказал, что единственной альтернативой массовым политическим и национальным психозам современности, столь часто переходящим в военную угрозу, является развитие индивидуальности. Главная задача человеческой жизни, ее смысл - в его предназначении.

Таким образом в психологии ноосферного развития новое и специфическое значение приобретает такой компонент психологического знания как предназначение личности. Этот аспект сопряжен с ценностным отношением субъекта к объекту. В научном исследовании следует исходить из функциональных связей, данных человеку в сущем, и постепенно выходить в мир должного. Смысл вещей, смысл существования - духовный гребень преходящих волн жизни. Прозрение этого смысла в глубине и объеме предназначения руководит людьми в их жизни и деятельности, в образовании ими своего идеала, образа должного бытия. Этот процесс носит общий характер и может рассматриваться как процесс становления подлинной индивидуальности. Такой подход позволяет вскрыть тройную детерминацию процесса развития личности: средой развития, качествами психотипа и духовными ценностями. Под воздействием факторов тройной детерминации и осуществляется превращение предназначения личности в ее духовность.

Мы рассматриваем личность как саморазвивающуюся эволюционную систему, как целостную индивидуальность - носитель интегральной функции человека. В функциональном аспекте целостной индивидуальности присуща конкретная форма активности, которую в нашем подходе выражает функция интегрированного потенциала личности или её предназначение. На основании системного подхода и принципа фундаментальной гомологии нами разработана типологическая систематизация основанная на функции интегрированного потенциала и представленная 20-ю психотипами. В своём исследовании мы стремились диапазон человеческих различий включить в конечную систему в психологическом определении и гипотетически представили её как "психотипический алфавит" из 20-ти "букв" по гомологии с 20-ю аминокислотами, сведя таким образом психологические различия личностей в гомологическое соответствие с генетической природой человека.

На базе этой систематизации по аналогии с периодической таблицей Менделеева также разработана Периодическая систематизация психотипических морфоструктур, представленная таблицей, где порядковый номер определяет уровень эволюции психотипа. Эволюция элементов таблицы Периодическая систематизация психотипических морфоструктур обусловлена тем, что психотипы расположены в порядке возрастания информативности психотипа активности конструктивных бессознательных процессов, что выраженного наличием в типологическом пространстве динамических конструктивных мыслеобразов (свернутой информации образа потребного будущего). Эти структурирующие мыслеобразы обусловливают негэнтропийность психических процессов трансформации внешней информации во внутреннюю и обеспечивают информационный гомеостаз определяющий гомеостаз на вещественном и энергетическом уровне.

Поскольку интегративные модели признаются наиболее перспективными в развитии теоретической и практической психологии XXI века, предлагается Модель ноосферных процессов в эволюции человечества, которую мы создали опираясь на общепринятые теории размерности и самоподобия (фрактальности), принцип соответствия и аналогий, общий для всех систем закон сохранения энергии импульса (флуктуация), а также принцип гармонического резонанса (октавность), механизм синхронизации для стоячих волн любой природы и исходя из теории единой природы жизни (понятие "ноосфера").

Эта модель отражает структурирующие процессы в ноосфере в ходе эволюции человека как структурной единицы космической эволюции и демонстрирует меру сопричастности каждой личности к континуальному а также дает представление о том как быт трансформируется в бытие, ноосфера представлена как глобальная гомеостатическая структура - психосфера, которая формирует единую общечеловеческую цель - гармоническое развитие человечества и регулирует постоянство баланса в соотношении Континуума и Биосферы.

Ноосфера как духовное измерение человечества, как его метафизическое пространство - Unus mundus, управляется законами гармонии Вселенной - континуальной программой творения. Структура ноосферы, заданная континуально как целесообразная программа развития биосферы, представлена архетипическими матрицами - принципами, которые управляют динамикой бессознательного. В процессе эволюции личности (трансформации) в смысловом поле психоматрицы осуществляется соотношение объективной реальности и элементов психотипических с идеальными (духовными), и формируется идеальный образ мира - мыслеобраз, который является продуктом психической жизни человека и голографической единицей информации. Архетипические структурные матрицы представляют собой узлы кристаллической решетки биосферы, вокруг которой собираются согласно гомологии мыслеобразы. Таким образом, информационное поле - пространство ноосферы, наполняется опытом человечества, которое, в свою очередь, управляет будущностью, процессами эволюции биосферы посредством гармонических резонансов (синхронности).

Москва, РАЕН, ноябрь 2002 г.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве. При использовании материалов сайта активная ссылка на www.soliris.ru обязательна.

Контактная информация: тел.: +7 915 416 9421; +7 978 817 7596; e-mail: soliris-rus@mail.ru