Научно-практическая лаборатория "Солирис" - Публикации
Научно-практическая лаборатория "Солирис"
русский
English
Главная
Методика
Практика
Публикации
Книги, cтатьи, доклады, теорет. материалы и т.д.
Творчество
Обратная связь
События
Публикации
Отрывок из книги "Ноосферная психология. Консультирование личности и общества. Книга 2"


Глава I

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


Быть осведомленным о своем предназначении в мире -
то же самое, что означает быть предназначенным для этого.


Р. Мей


I


Психология как наука уникальна, поскольку и объект, и субъект познания сливаются в ней - это человек. Познавая себя, человек может измениться, развивать и созидать свою личность. В целом психология призвана помогать человеку в решении проблем самореализации в окружающем мире. На наш взгляд, психология и ее методы должны быть направлены не на изучение отдельных проявлений психики человека, а на осмысление природы человека в целом в широком мировоззренческом контексте, который основывается в значительной степени на открытиях современной науки, имеющих далеко идущие последствия во всех областях, связанных с природой человека. Ноосферная психология ставит своей целью постижение целостной личностью всего многообразия проявлений собственных индивидуальных качеств во взаимодействии с окружающим миром в процессе самореализации.

Исходя из этого перед психологом ставятся следующие задачи:

1. создание индивидуальных условий для "воплощения" внутренних интегрально-психических ресурсов, для совершения мотивационного движения к гармонии бытия, для внутренней трансформации от Ego к Ego Sum;
2. выработка через новое отношение к себе и своей жизни нового отношения к миру, навыка трансформации "быта в бытие".

Психологическое консультирование - это помощь клиенту в исследовании его проблемы, прояснение конфликтующих позиций, поиск новых альтернативных способов совладания с ситуацией, "помощь людям в их помощи самим себе" (Херберт, 1989). Консультирование является одной из форм помощи людям в решении их проблем, и оно, конечно, не дает ответа на все вопросы. Это скорее способ помочь человеку прояснить и достичь свои личные цели. Безусловно, в реальной работе консультант может использовать все стратегии в зависимости от особенностей ситуации и ее динамики; осознанный выбор стратегии является областью его профессиональной компетенции. Предполагается большой вес экспертной функции консультанта. Природа отношений консультанта с клиентом в продуктивном процессе консультирования является тем новым опытом, который клиент может начать приобретать, чтобы перенести их шаг за шагом во внешний мир. В этом смысле такие отношения являются и целью, и средством психологического консультирования. Отметим следующие аспекты психологического консультирования:

- психодиагностика;
- сбор информации;
- интерпретация данных;
- оздоровительная техника;
- работа с ситуативными эмоциональными расстройствами (изучение и описание случая).

К области консультирования чаще относят различные поддерживающие методы. Б.Торн (1989) описывает консультирование как определенный тип психотерапии, адаптированной к проблемам нормальных людей. Дж.Робинсон (1991) привнес полезную идею о том, что консультирование направлено на помощь нормальным людям в достижении более высокого уровня собственных адаптационных навыков, которые проявляются в возрастании степени зрелости, независимости личной интеграции и ответственности. Выражение "повышение эффективности" также часто используется при описании консультирования.

Обобщая взгляды разных авторов, можно определить консультирование как ориентированный на научение процесс, имеющий место между двумя людьми, когда компетентный в области психологических знаний и навыков консультант стремится с помощью соответствующих методов в контексте общей личностной программы консультируемого способствовать тому, чтобы консультируемый узнал больше о себе самом, научился связывать эти знания с более ясно воспринимаемыми и более реалистично определяемыми целями так, чтобы он мог стать боле счастливым и более продуктивным членом общества.

Анализ зарубежной литературы по теории психологического консультирования показывает, что исторически психологическое консультирование развилось из теории и практики психотерапии. Поэтому при обзоре литературы по данному вопросу можно обнаружить самые различные виды консультирования - от гипноконсультирования до соконсультирования (Джаскинс, 1965). Основными школами большинство теоретиков по-прежнему считают психодинамическую, бихевиористическую и гуманистическую. Исходные принципы гуманистической психотерапии заключаются в том, что в современном обществе люди стали слишком интеллектуалистичными и технократичными, оторвались от собственных эмоций и ощущений так, что и целью психотерапии является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания. Некоторые авторы помимо этого выделяют эмотивные (гештальттерапия, психодрама, "первичная терапия" Янова, биоэнергетический подход Ловена), когнитивное и трансперсональное направления.

В каждой терапевтической школе есть своя психотехническая "единица", свой непосредственный предмет психотехнического внимания и действия, свой процесс, ответственный за преобразование сознания. Мы в своей практической работе используем интегральный подход в психодиагностике и эстетическую психокоррекцию, методы которых базируются на аналитической психологии К.Юнга, психоанализе Р.Ассаджиоли, трансперсональной психологии С.Грофа, гуманистической психологии А.Маслоу и К.Роджерса, а также на наших собственных теоретических и практических разработках.

В нашем подходе основное внимание уделяется эмпирическим, невербальным и телесным средствам личностных изменений, которые способствуют не только адаптации и урегулированию внутриличностных и межличностных конфликтов, но прежде всего личностному росту и самоактуализации. Во время психокорректирующих процессов психолог служит катализатором, с помощью которого клиент реализует свои латентные способности для самореализации. Все коррелирующие процедуры направлены на прекращение отчуждения от собственного предназначения и на то, чтобы нацелить человека на духовное становление.

В отношении к духовному все многообразие современных психотерапевтических направлений можно разделить всего на две группы: на включающие духовные явления в качестве центрального элемента человеческого бытия и на исключающие духовное из области психических явлений, как если бы этого вообще не существовало, когда в качестве "центра" избирается любой другой элемент (например, libido у Фрейда, или социальное окружение человека, или поведение между миром и субъектом у М. Клейн и М. Малер).

Юнгианский анализ является на сегодняшний день единственной духовно-ориентированной психотерапевтической методологией. К. Юнг ввел понятие архетипа для обозначения универсального принципа строения человеческой психики. К.Юнг был первым психотерапевтом, который описал универсальные процессы формообразования в душе человека. Архетипические формы он назвал матрицами для трансцендентной по отношению к сознанию реальности. Описав некоторые типичные из них, он положил начало развитию новой эры духовной психотерапии. Он утверждал, что усилием сознания субъект способен трансформировать любое глубинное содержание своей психики. Эта способность и является причиной возможности существования глубинной (архетипической) психотерапии. К. Юнг различал архетип и архетипический образ - воплощенное содержание индивидуального бессознательного в общей надындивидуальной форме. Кроме того, он рассматривал архетипический сюжет - процесс движения и трансформации архетипа в цепи жизненных событий. "Как великая личность оказывает социально разрешающее, избавляющее, преобразующее и целительное действие, так и рождение собственной личности обладает целительным воздействием на индивида", - утверждал К. Юнг.

А.Маслоу, самый выдающийся представитель гуманистической психотерапии, впервые сосредоточился на психологически здоровых и самоактуализирующихся личностях, на "растущей верхушке" популяции. Одно из крупнейших достижений А.Маслоу проведенное им исследование индивидов, у которых был опыт спонтанных мистических, или, как он их называл, "пиковых переживаний". В традиционной психиатрии к любому такому опыту относились как к серьезной психопатологии. В своих трудах А.Маслоу показал, что спонтанные "пиковые переживания" часто оказывались благотворными для испытавших их людей, которые после этого выказывали отчетливую тенденцию к "самореализации" и "самоактуализации". Он предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее, и исходя из этой предпосылки заложил основы для абсолютно нового подхода к особым состояниям сознания. В его понимании "патология это ослабление человека, потеря, или пока еще неосуществленность, человеческих возможностей". Таким образом, болезнь, включающая все обычные психиатрические понятия, и здоровье располагаются на континууме "кем человек стремится быть - кем он может стать". По мнению А.Маслоу, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье людей и развитии болезней. Основной его вывод: высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивации) свойственны природе человека.

Роберто Ассаджиоли разработал свою систему психотерапии, названную им "психосинтез". Его концептуальная система основана на предположении, что индивид пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Главное внимание в ней уделяется положительным, творческим и радостным элементам человеческой природы, подчеркивается значимость волевой функции. Структура личности, по Ассаджиоли, имеет некоторое сходство с моделью Юнга, так как включает духовные области и коллективные элементы психики. Эта система складывается из семи динамических составляющих:

- низшее бессознательное, управляемое базовыми психологическими активностями (инстинктивные потребности и эмоциональные комплексы);
- среднее бессознательное, ассимилирующее опыт (соответствует подсознанию у Фрейда);
- сфера сверхсознания - местонахождение высших чувств (интуиция и вдохновение);
- поле сознания - включает анализируемые чувства, мысли и побуждения;
- точка ясного осознания - сознательная самость;
- высшая самость - аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания и тела.

Все эти компоненты входят в коллективное бессознательное. Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей - динамических структур, которые обладают относительно независимым существованием (связанны с ролями, которые человек играет в жизни).

Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре последовательных стадии. На первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Затем следует отказ от отождествления себя с этими элементами и приобретение способности их контролировать. И далее у пациента открывается свой объединяющий психологический центр с последующей кульминацией - самореализацией и интеграцией всех самостей вокруг нового центра. Как и в юнгианском анализе, в психосинтезе основное внимание уделяется эмоциональным, перцептивным и познавательным аспектам процесса произвольной активации бессознательного и спонтанному выходу материала.

В работах Ассаджиоли важны духовный и трансперсональный акценты, концепция сверхсознания и коллективного бессознательного и понятие о том, что определенные состояния, считавшиеся психопатологией, правильнее рассматривать как духовный кризис, в котором заложена возможность роста и трансформации личности (Р. Ассаджиоли, 1977).

Трансперсональное (надличностное) затрагивает такие важные вопросы, как природа реальности, космическое созидательное начало и сопричастность ему человека, движущие силы творения, проблемы добра и зла. Ответы на эти основополагающие вопросы человеческого существования, по мнению С.Грофа, проявляются в холотропных состояниях. В "Психологии будущего" он пишет: "Сорок лет напряженных, систематических исследований холотропных состояний подвели меня к заключению, что решительное внутреннее преображение человечества и восхождение на более высокий уровень сознания может быть нашей единственной надеждой на будущее". Станислав Гроф получил широкое признание как основатель и теоретик трансперсональной психологии, а его новаторские исследования необычных состояний сознания являются важным вкладом в понимание природы сознания и исцеления. С. Гроф экспериментально показал возможность для любого человека иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, характерно для экстремальных ситуаций человеческой жизни, связанных с переживаниями экстаза, катастрофы, смерти, духовного преображения. Необычные состояния широко практиковались во всех традиционных культурах и сопровождали любое значимое изменение в индивиде и обществе.

Среди этих необычных состояний выделяются холотропные, или целостные, состояния сознания (от holos - целый, и trepein - двигаться), обладающие особо мощным терапевтическим и обновляющим потенциалом. Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся в эмоциональных и психосоматических симптомах и трансформировать эти симптомы в поток переживания. Множество состояний, диагностируемых сегодня как психозы, в действительности являются кризисами духовного роста и психодуховной трансформации.

По С.Грофу, наша психика устроена так, что, входя в разные состояния, которые являются устойчивыми местами в топологии развивающегося сознания, мы можем передвигаться в них без усилий, так как каждое такое состояние связано с раскрывающимися в нем видением и знанием. С.Гроф считал, что находящийся за пределами слов и мышления холотропный мир для нас в каком-то смысле нем, бессловесен, синкретичен. Стратегия вхождения в этот мир - воздержание от злоупотребления вербальным языком и использование языка символов, образов. В холотропную картографию психики С.Гроф включает две дополнительные области: околородовую (перинатальную), связанную с травмой рождения, и надличностную (трансперсональную), охватывающую все виды наследственной, расовой, коллективной и психогенетической памяти и архетипические движущие силы.

С. Гроф утверждает, что духовно-душевные кризисы, если их правильно понимать и поддерживать, приводят к эмоциональному и психосоматическому исцелению, к удивительным психологическим переменам и к эволюционному развитию сознания. Одним из самых важных катализаторов "духовного обострения" выступает глубокое погружение в различные виды медитации и духовного делания. В 1980 г. Кристина Гроф основала "Сеть неотложной духовной помощи" - организацию, призванную соединять индивидов, испытывающих духовно-душевный кризис, и профессионалов, способных оказывать помощь.

С. Гроф выделяет несколько базовых видов духовно-психологических кризисов.

1. Шаманская болезнь - возникновение духовидческого состояния, соприкосновение с силами природы (животными духами, животными силами).
2. Пробуждение кундалини - физические и психические проявления процесса распускания узлов психической энергии (чакр).
3. Вершинные переживания - состояния сознания, соединяющего с божественным, переживание состояния полноты и единства (индивидуация, по К. Юнгу).
4. Психическое обновление через возвращение к средоточию - восприятие души как поля сражения добра и зла.
5. Кризис психического раскрытия - переживание интуитивных постижений и проявлений психических или паранормальных феноменов.
6. Переживание прошлых жизней - переживание, ощущение уже виденного (дежа-вю).
7. Общение с духами-водителями и "установление канала связи" - переживание встречи с сверхсуществом и связующим лицом, передающим послания из источника вне сознания (автоматическое письмо, телепатические мысли).
8. Околосмертные переживания - переживание встречи с собственной смертью, переживание посмертных странствий души.
9. Встреча с НЛО и переживание похищений инопланетянами - переживание общения с представителями более развитой цивилизации.
10. Состояние одержимости - переживание ощущения захваченности души сущностью или энергией, обладающей индивидуальными свойствами.
11. Алкоголизм и пристрастие к наркотикам - переживание усилия утолить духовную жажду превосхождения и целостности.

Сложность личности современного человека и возросший уровень развития сделали путь духовного развития более богатым и содержательным, но также более сложным и трудным. На этом пути развивающаяся личность зачастую вовлекается в различные секты, псевдоучения, культы, что влечет за собой душевный кризис, так как при этом затрагиваются сложные аспекты личности современного человека, которые должны быть преобразованы и приведены в гармонию друг с другом; это - фундаментальные ориентации, чувства, творческое воображение, ум, воля, а также личностные и межличностные отношения.

На наш взгляд, без попытки познать самого себя и совершить свободный выбор для своего становления и своей истории невозможна духовная жизнь человека. Любое самопознание человека приближает его к Богу мучительно, печально и требует смелости. Самопознание заключается в том, что, пытаясь понять причины развития своей личности, человек способен преодолеть собственные страхи и предрассудки, освободиться от оков предубеждений и стать по настоящему самодостаточным.

Стремление к целостности и счастью присуще каждому из нас. Но для того, чтобы быть целостным, свободным и счастливым, не требуется напряжения. Это состояние более естественно для каждого человека и не требует для своего продолжения тех сил, того напряжения, которые необходимы для поддержания нашего обычного существования. Величайший парадокс человеческой природы заключается в том, что для того, чтобы быть несчастным, замкнутым, нецелостным, нам приходится постоянно затрачивать гигантские, неосознаваемые усилия. Единственная власть, реально данная человеку, - это власть над самим собой. Если же субъектом управляет еще кто-то, значит он потерял себя и отождествился с чем-то, чем не является. Следовательно, на живое явление - рефлективную психоматрицу, накладывается чужая, не свойственная человеку, смысловая матрица, и явление умерщвляется, индивидуальный стиль жизни исчезает из бытия. В этой ситуации меняется представление человека о самом себе. Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И.С.Кон (1978) дает следующее определение: "Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием. А его представления о самом себе складываются в определенный образ "Я". И.С.Кон также считает, что отношение личности к самой себе включает в себя три компонента: 1) познавательный (когнитивный) - знание себя; 2) эмоциональный - оценка своих качеств; 3) поведенческий - практическое отношение к себе.

Самоуважение тесно связано с уровнем притязаний личности, желаемым уровнем самооценки. В процессе психического развития личности формируется тесно связанная с самооценкой индивида "Я-концепция", суть которой сводится к осознанию самого себя, своих поступков, мотивов и целей своего поведения, своих умственных и физических сил.

Термин "Я-концепция" появился в научном языке на рубеже 19-20 веков в связи с представлением о дуальной природе человека, как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У.Джемс в книге "Принципы психологии" (1890) первый предложил идею "Я-концепции" и внес существенный вклад в ее разработку. "Я", как объект, содержит в себе четыре аспекта: духовное "Я", материальное "Я", социальное "Я", телесное "Я". Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула субъективной самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний.

Самооценка = Достижения
------------
Притязания


Фактически индивид реализует в процессе самооценки сравнение реального "Я" с идеальным "Я". Идеальное "Я" заложено в потенциале его психотипа, и существует одно главное мотивационное побуждение человека - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей "Я-концепции". На наш взгляд, притязания соответствуют образу потребного будущего, выражающему потенциал-возможности, следовательно, формула объективной самооценки будет выглядеть так:

Самооценка (самоуважение) = Достижения
----------------------
Потенциал-возможности


Для осуществления предназначения и для эффективного управления действием, направленным на самоактуализацию, человек нуждается в информации, соответствующей его индивидуальным критериям. Действие страдает не только от того, что цели и задачи не определены, но и от того, что диагностическая информация не доступна, т.е. не доступна информация, способная дать ответ на вопросы: "Туда ли я иду?" и "Как долго еще идти?" Если все же человек располагает диагностической информацией, то он может оценить расхождение между критерием соотнесения и обнаруженным отклонением. Роль обнаруженного отклонения состоит в том, что оно придает поведению избирательность (направленность) и энергетизирует его. Обнаруженное отклонение - это своего рода мотивация, которая появляется уже в ходе выполнения действия. Субъект мобилизует энергию и направляет ее на проблемные аспекты ситуации (что соответствует теории флуктуации самоорганизации). Интенсивность поведения связана с чувствительностью к отклонению, которая отражает важность или значимость соответствующей цели для субъекта.

Социальная психология признает межличностно-детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу "Я-концепции", так как существует одно главное мотивационное побуждение человека - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей "Я-концепции".

II


Объективизировать самооценку личности, формирующей "Я-концепцию", призвана психодиагностика. Объектом психодиагностики является человек - самая сложная живая система в мире, причем система постоянно развивающаяся. В Древнем мире психодиагностика представляла собой основанные на интуиции испытания пригодности к какой-либо профессиональной деятельности. Накопление психодиагностических знаний в донаучной форме происходило в педагогике, медицине, философии, искусстве. Первые научные экспериментальные исследования особенностей личности были осуществлены в конце XIX века в работах Ф. Гальтона, Дж. Кеттела, А. Бинса.

Психодиагностика - это диагностика природных мотиваций (потребностей), черт, ценностных ориентаций человека. Психодиагностика помогает расставить приоритеты: что является самым важным - жизненной целью человека; каковы его предпочтения; какова его референтная группа. У личности всегда есть референтная группа, с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами, и результатом постоянного сопоставления становится сложившаяся оценка собственного "Я".

Если требования, ожидания, интересы, идеалы, ценностные идеи совпадают с общественно значимыми целями и идеалами, личность успешно развивается. Если же этого нет, то личность переживает тяжелый внутренний конфликт. Негативное эмоциональное самочувствие приводит к импульсивному, непоследовательному поведению, конфликтным ситуациям в коллективе. Настоящий эмоциональный контакт личность находит в группе равных. У личности референтная группа будет определять тот тип среды, который будет соответствовать ее образу потребного будущего, отражающему предназначение личности. В этом случае группа во многом диктует формы поведения, определяет позицию в отношении к себе и окружающим и формирует роль, которую играет индивид в группе, но зачастую эта роль - "субличностная".

Важным элементом психосинтеза является понятие субличности - динамической подструктуры личности, которая обладает относительно независимым существованием. Самые привычные субличности - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни. На наш взгляд, эти роли имеют психогенетический характер, и их прототипом являются родители, их пример. Большинство людей бессознательно при регрессивном поведении "переносят" эти роли в реальную жизнь.

Вот почему важно, прежде чем проводить психотерапевтический процесс, дать человеку информацию о его собственной личности и его оптимальном стиле жизни, а также информацию о личностях родителей и их стилях жизни. Далее следует отказ от отождествления себя с моделью поведения родителей и приобретение способностей контролировать собственное поведение. Причем те функции родительских психотипов, которые заложены в природе личности, останутся с неизменными функциональным психическим содержанием. Разотождествление должно происходить только с тем опытом родителей, который может отягощать смысловое поле личности и мешать ей в самореализации. После процесса разотождествления личность достигает интеграции всех лучших собственных и родительских психогенетических качеств, и в итоге достигается кульминация самореализации.

Психодиагностика дает человеку возможность узнать свою индивидуальную психическую природу: свой психотип и предназначение, что является важнейшим инструментом, который помогает постигать свой стиль жизни, дает возможность укреплять и развивать свои сильные стороны и компенсировать слабые, помогает в принятии решений, выполнении поставленных задач. Это ведет к осмыслению подходов и потребностей других людей, помогает организовать свою жизнь; определить способы и возможные направления, а также найти людей, которые помогут преодолеть слабые стороны и усилить сильные. Знание своего психотипа помогает также понять, что у других людей могут быть совершенно иные перспективы и задачи, и находить способы конструктивного использования этих различий, такое знание дает возможность признавать ценность и относиться с уважением к другим точкам зрения. Не существует лучших или худших психотипов, есть всего лишь разные взгляды и естественные сильные стороны и предпочтения. Психодиагностика помогает человеку в осознании и утверждении себя как личности, в понимании своих индивидуальных способностей, интересов, потребностей, способствует формированию образа "Я", развитию самосознания, становлению эмоционально-волевой среды.

То обстоятельство, что и интеллект, и личностные черты имеют очень существенный генотипический компонент, дает основание предполагать, что индивидуальные различия, которые измеряются посредством различных психологических тестов, представляют собой в значительной степени поведенческие следствия индивидуальных различий в некоторых биологических структурах. Психодиагностика - особая форма мышления специалиста, от известных закономерностей к индивидуальным особенностям личности. Тест в психодиагностике валиден, если он измеряет то, что он должен измерить либо в теоретических понятиях, либо в практическом приложении.

Выявление индивидуальных особенностей той или иной личности может осуществляться с помощью тестирования и последующей обработки полученных результатов по определенным методикам. Наиболее близким по сути и достигаемому результату является способ диагностики психических состояний и свойств личности, включающий, тестирование испытуемого и статистическую обработку результатов теста (Дж. Олдхэм, Л. Моррис, 1998).

Широко распространено тестирование обычным вербальным способом, в процессе которого тестируемому задают вопросы, а полученные ответы заносят в заранее подготовленную таблицу и результаты теста обрабатывают по определенной методике. Недостатком известного способа является его невысокая достоверность, которая проявляется в несогласованности результатов тестирования при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых, что можно объяснить влиянием субъективных физиологических факторов как самого испытуемого, так и психолога, проводящего тестирование.

В основу нашего изобретения (патент № UA 43698A) была поставлена задача создания такого способа диагностики психических состояний и свойств личности, применение которого позволило бы максимально снизить влияние субъективных физиологических факторов на результат тестирования и тем самым максимально повысить достоверность диагностики.

Поставленная задача решается тем, что в способе диагностики психических состояний и свойств личности тестирование осуществляется путем снятия показаний электрических параметров в точках акупунктуры и сравнения их с эталонными показателями, при этом в качестве эталонных показателей используют квазивербальные волновые характеристики вопросов теста, которые зафиксированы на носителе информации.

Предлагаемый способ тестирования позволяет максимально повысить достоверность диагностики, за счет исключения влияния субъективных факторов на результат тестирования, так как процесс снятия показаний электрических параметров в точках акупунктуры соответствует квазивербальному ответу на квазивербальный вопрос, при этом квазивербальный ответ поступает из области подсознательного.

Наш способ психодиагностики осуществляется следующим образом: ладонь одной руки испытуемого насухо протирают мягкой тканью и вкладывают в нее нейтральный электрод, затем с помощью другого электрода-щупа на другой руке последовательно производят замеры электрических параметров в точке TR-3.

После этого в измерительную цепь прибора включают третий электрод, с помощью которого передают сигнал с носителя информации, на котором записаны квазивербальные волновые характеристики вопросов. Носитель информации представляет собой своего рода микрорезонансный контур, на котором зафиксирована информация, соответствующая 20-ти психотипам.

В основе такого аппаратного тестирования лежит механизм изменения проводимости в биологически активной точке (БАТ) меридиана тройного обогревателя (TR) - точке TR-3, представляющей суммарный пункт гипофиза и эпифиза, которые важны в поддержании гуморального гомеостаза всего организма для осуществлении адаптивных реакций. Изменении величины электрических показателей в этой точке в сторону увеличения нормэргического диапазона свидетельствует о том, что показатели резонируют с одним из психодиагностических микрорезонансных контуров (МРК), и таким образом устанавливается соответствующий психотип.

Максимальное отклонение стрелки прибора в сторону увеличения нормэргического диапазона свидетельствует о том, что происходит эффект резонансного усиления импульса в информационно-энергетической биосистеме человека в диапазоне частот, соответствующих одному из 20-ти психотипов, и такой результат засчитывается как положительный и фиксируется психологом.

В отличие от известных в настоящее время способов диагностики психических состояний личности вместо обычного вербального тестирования используются волновые аналоги вопросов, зафиксированные на носителе информации, который называется психодиагностическим микрорезонансным контуром и является пакетом информации для тестирования акустического поля человека.

Отечественный психолог и нейролингвист с мировым именем А.Р.Луриа предположил, что психофизиологический механизм связи словосочетаний в языке, где совместно обозначаются ощущения и восприятия свойств и явлений, состоит в том, что нервные импульсы, идущие от наших рецепторов (органов чувств) в подкорковой зоне, индуцируют (возбуждают) друг друга, так как нейропроводящие пути расположены близко друг от друга. Возникающее так соощущение было названо термином "синестезия", который вошел в современную психологию и психолингвистику. Он доказал, что возникающая при восприятии акустического образа синестезия - универсальное явление, позволяющее по одной модальности давать целостное обобщенное представление.

В соответствии с представлениями современной молекулярной биологии, молекула ДНК генерируют особые сверхустойчивые акустико-электромагнитные сигналы - солитоны, способные воспроизводиться в автономном режиме и по ряду признаков похожие на процесс в форме явления возврата Ферми-Пасти-Улама (эффект ФПУ).

Мультиплекснокодовая ДНК в рамках принятой модели рассматривается как стратегический информационный вектор всех клеток и тканей организма, включая кору головного мозга. Геном работает как на волновом, так и на материальном уровнях. Это идеальная компонента, которую называют супергеноконтинуумом, является главной знаковой фигурой генома, обеспечивающей жизнь и программируемое естественное умирание биосистемы. В качестве носителей полевых генов выступает континуум волновых фронтов, задаваемый мультиплексными геноголограммами, образующими хромосомный континуум, который формирует пространственную структуру биосистемы по волновому образу-предшественнику. Такое интегральное поле создает волновой, или как его еще называют, биополевой каркас, по которому идет самоорганизация клеток в организм (П.П.Горяев, 1997).

В соответствии с вышеизложенным биологический организм любой сложности представляет собой самонастраивающуюся систему автоматического регулирования, сбои в работе которой приводят к возникновению нарушений на вегетативном уровне (Э.И.Чиркова).

Хромосомный континуум и ДНК любой биосистемы являются неким подобием антенны открытой во вне для приема дополнительной информации, при этом процесс накопления информации на полевом уровне носит кумулятивный характер. Накопление деструктивной информации при достижении определенного предела может привести к возникновению психических и соматических заболеваний, которые можно рассматривать как сбой в работе системы автоматического регулирования.

Наш метод основан на единстве фрактальной (повторяющей саму себя в различных масштабах) структуры ДНК и человеческой речи, позволяющем обратиться к геному человека через трансформированные в солитонные модулированные поля, образующие "волновые фразы", которые организм узнает как свои собственные. Путем квазиречевого обращения удается получить ответ из квазитекста ДНК, определить психотип, выявить психические состояния в картине развития личности. "Волновыми фразами" служат акустические квазивербальные образы потребного будущего, представленные микрорезонансными контурами, соответствующими двадцати психотипам и сорока психическим состояниям. В отличие от вербального или иного тестирования ответ будет объективным и исключающим ошибки в психологической практике.

По итогам биорезонансного тестирования мы определяем параметры персональной психоматрицы, интегрирующей индивидуальный и родительские психотипы; исходя из этих данных определяются цели, мотивы, задатки, способности, основные черты, акцентуации, синдром, групповая роль личности, стиль поведения, вид профессиональной деятельности, различные психические состояния личности в норме и декомпенсации. С помощью биорезонансного метода мы исследуем сорок различных психических состояний, определяем наличие той или иной формы стресса и только потом проводим психологическую коррекцию.

III


Современный человек социально и эмоционально погружен в экономическую, политическую и психологическую нестабильность. Это вызвано тем, что особенностью современной эпохи является все возрастающее влияние на человека информационно-коммуникативных процессов и бесцеремонное вторжение в его индивидуальное смысловое пространство. Воздействие на психику человека осуществляется по разным направлениям - пресса, телевидение, радио, кино, интернет, компьютерные игры. Как правило, это экстремальное воздействие навязывает человеку установки жестокости и ухода от реальности. В результате происходит информационное нагнетание страха, неуверенности в завтрашнем дне и стимуляция астенических (отрицательных) эмоций, прессингующих все жизненные функции организма, что, в свою очередь, приводит к стрессу - временному нарушенному психическому состоянию.

Обширная область психических состояний человека объединяется понятием "стресс". Стресс - это общий адаптационный синдром. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы - усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое, вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в этот момент.

В физиологии, психологии, медицине термин "стресс" применяется для обозначения широкого круга состояний человека, возникающих как ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Психологический стресс - это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера. Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс является в значительной степени продуктом образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях. Психологический стресс представляет собой прежде всего состояние тревожности за жизнь, здоровье, успех, благополучие.

Большинство психологов рассматривают стресс как процесс, включающий в себя как минимум два компонента: интерпретацию какого-либо события как несущего опасность и соответствующую психофизиологическую реакцию на него.

Г.Селье выделил в развитии стресса три этапа. Первый этап - сигнализация тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач; человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе - этапе сопротивления - все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на втором уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап - истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти. Поэтому опасны хронические стрессовые ситуации, влияние которых аккумулируясь может вызвать необратимые явления.

Объективными психологическими характеристиками стресса являются расстройства памяти, мышления, восприятия времени, речи: расстройство всех видов памяти в различных сочетаниях; внимание рассеянное и легко отвлекаемое; мышление затрудненное или ускоренное; речевая затрудненность или активность; ускоренное переживание времени.

Социально-психологический стресс проявляется в снижении качественных и количественных показателей деятельности, сдвиге деятельности, сдвиге поведенческого реагирования к крайним точкам шкалы "возбуждение - торможение", в неадекватности поведения. Социально-психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принимаемых решений.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализированная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации.

Физиологически стресс проявляется в двигательной скованности или беспокойстве, в изменении порога чувствительности в различных пределах: зевота, беспричинные слезы или смех, гиперемия или бледность лица, тремор пальцев, зуд тела и т.д. Таким образом, стресс характеризуется видимым изменением поведения, расстройством внимания, появлением вегетативных реакций.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРЕССА





Факторы, действующие своими сигнальными значениями: угрозой, опасностью, информационной перегрузкой, называются стрессорами.

Воздействие стрессора на организм приводит к возникновению стресса. Развитие стресса обычно протекает по хорошо отработанной организмом системе. Сигналы от соответствующих рецепторов, чаще всего от органов чувств, на которые воздействует стрессор, передаются в центральную нервную систему. Здесь они анализируются нервными клетками различных ядер, в результате чего вырабатывается решение о том, как действовать в данной конкретной ситуации. Это решение передается в виде нервных импульсов различным органам-исполнителям, которые и реализуют ответ организма.

Возникший стресс сопровождается рядом ответных реакций организма, направленных на ослабление или снятие стресса. Эти ответные реакции по своей природе подразделяются на физиологические и психологические. В физиологических реакциях на стресс ведущую роль играют основные нейроэндокринные системы: симпатико-адреналиновая система и система "гипофиз - кора надпочечников". Обе эти системы находятся под контролем гипоталамуса и высших отделов мозга. В настоящее время доказано, что нейроэндокринный ответ на стрессорный стимул приводит к высвобождению в общий кровоток гормонов надпочечников: катехоламаинов (адреналина и норадреналина) из мозгового слоя надпочечников и глюкокортикостероидов (в основном кортизола или кортикостерона) из коры надпочечников. Эта точка зрения признается повсеместно, поскольку были показаны разные эффекты гормонов надпочечников. Эти гормоны играют основную роль в механизме адаптивных процессов, которые проявляются в непредвиденных или критических ситуациях.

Надпочечники уже в течение многих лет рассматриваются как эндокринный орган, содействующий адаптации организма к различным факторам окружающей среды. Согласно разработанной отечественным физиологом Г.Н.Кассилем теории развития стресса, первичным химическим звеном в развивающейся стрессовой реакции является возрастание уровня адреналина и норадреналина в крови.

Стадия декомпенсации при стрессе, приводящая к болезням, по мнению Г.Н. Кассиля, формируется следующим образом. При длительных и угрожающих жизни стрессорных воздействиях кортикостероиды связываются с особым белком крови - транскоротином, что приводит к нарушению обратной связи и расстройству регуляции функций. По мнению Г.Н.Кассиля, возникновение фазы истощения при стрессе следует рассматривать как нарушение механизма саморегуляции вследствие блокады гематоэнцефалическим барьером информации о переизбытке в организме кортикостероидов. В заключительной стадии истощения возникает стадия супер- и гипокомпенсации, в которой уже необратимо подавлены защитные механизмы, истощены, сведены на нет эрготропные функции организма, и начинают доминировать трофотропные факторы, неизменно приводящие (если только не вмешиваются внешние силы) организм к коллапсу (падению кровяного давления, шоку и гибели).

Таким образом, основное значение в предложенной Г.Н.Кассилем теории стресса придается симпатико-адреналиновой системе. Многочисленные экспериментальные и клинические исследования убедительно показали участие симпатико-адреналиновой системы в эмоциях и эмоциональных нарушениях как у здорового человека, так и у человека с так называемыми "болезнями адаптации", в частности, при неврозах и невротических состояниях, при перитонической и язвенной болезни и др.

Большинство исследователей являются сторонниками гипотезы о связи агрессивного состояния с выделением норадреналина, а страха и неуверенности - с секрецией адреналина. Психологические стрессы, связанные с задержкой внешних проявлений (страх, тревога, депрессия), зависят от секреции адреналина, а психологические стрессы с выраженными внешними проявлениями (агрессивные состояния, гнев, ярость) зависят от секреции норадреналина. Эту гипотезу поддерживает концепция "льва и кролика" ("лев" - много норадреналина в надпочечниках, "кролик" - преимущественное содержание в надпочечниках адреналина).

Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация или повышение эффективности деятельности - это так называемый "стресс льва". У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение - "стресс кролика".

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит прежде всего от психологической устойчивости, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности и решительности, опыта поведения в аналогичных ситуациях, умения контролировать поведение.

Согласно концепции, представленной американским ученым Генри, в зависимости от способности индивида оценивать ситуацию стрессогенные системы воспринимаются либо как вызов к вовлечению механизмов, проявляющихся в реакции "борьба - бегство", либо как побуждение к реакции "сохранение - депрессия".

Рассмотрим пример стрессорных ответных реакций организма в зависимости от осуществления поведенческого контроля ситуации. В том случае, когда имеется вызов контролю (положительная ситуация), ответная поведенческая реакция проявляется в смелости, хвастовстве, вызывающем поведении, агрессивности, достижении цели. Результатом этого состояния человека является борьба с ситуацией. Его эмоциональное состояние характеризуется настойчивостью, напористостью, уверенностью, низким уровнем беспокойства и опасения. При этом отмечается высокий уровень норадреналина в крови.

В случае угрозы контролю (противоречивая ситуация) ответная поведенческая реакция характеризуется уходом от действительности, отменой решений. В результате наблюдается уход индивида от ситуации, а эмоциональное состояние такого человека отличается напряженностью, возбуждением, запуганностью, чувством страха. При этом выявляется высокий уровень адреналина в крови.

В случае потери контроля (отрицательная ситуация) ответная поведенческая реакция проявляется в капитуляции, подчинении (повиновении) и беспомощности, и в результате индивид - жертва ситуации. Его эмоциональное состояние характеризуется подавленностью, угнетенностью, высоким уровнем тревожности. В крови у такого человека обнаруживается высокий уровень гормонов коры надпочечников, а содержание тестостерона является очень низким.

В настоящее время реакции "борьба - бегство" привита новая реакция, которая имеет тесные взаимоотношения с комплексными социальными условиями, в которых живет человек. Сущность этой реакции состоит в том, механизм "АКТГ - кортикостероиды" включается в том случае, когда принято решение не реагировать на стрессовый вызов борьбой или бегством, а следовать третьему варианту. В социальной ситуации, где существует иерархия с единственной доминантной или с контролирующей это общество референтной группой, этот вариант крайне необходим. Он включает в себя подчинение референтной группе и подавление предыдущих типов поведения. В конфликтной ситуации вместо агрессивности или бегства индивид может больше выиграть от повиновения и, как следствие, испытания депрессии, связанной с потерей власти. Таким образом, личность с высоким уровнем АКТГ больше не конкурирует с другими личностями, но ощущает фрустрации (крушение надежд). Следовательно, благодаря повиновению личность может ценой депрессии повысить свою значимость и продолжить добиваться желанных целей.

В общем считается, что естественная тенденция говорить о стрессовой ситуации возникает тогда, когда к организму предъявляются требования, превышающие определенный уровень нормы и потому становящиеся неприемлемыми или нежелательными. Стрессом может считаться также ситуация, в которой организм не способен сколько-нибудь долго отвечать адекватно на воздействие, и вследствие этого адаптация организма не достигается. Таким образом, в качестве стрессовой может быть признана только такая реакция индивида, которая достигает пороговых уровней его психологических и физических возможностей.

Пороговые уровни психологических возможностей определяются психотипом, который отражает паттерны чувств, эмоций, настроения, формы психологической защиты, а также пороговый уровень стресса и формы тревожности.

Тревожность - это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, чаще всего связанными с собственной личностью. Признаками тревожности являются: напряженность, чувство недовольства, озабоченность, чувство неполноценности, мрачное предчувствие, чувство беспомощности. Основная функция тревожности - это подготовка индивида к стрессовым перегрузкам. Ситуативная тревожность проявляется как эмоциональное состояние, провоцируемое реально или потенциально угрожающими ситуациями.

Нами экспериментально доказано, что в период завершения сензитивной фазы развития и начала кризисного периода личностная тревожность проявляется как постоянная склонность индивида воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу в силу перехода от одного уровня развития к другому.

Тревожность может возникать под влиянием длительного неуспеха в преодолении конфликтных ситуаций. Развиваясь, она ведет к соматическим нарушениям, которые, образуя контур обратной положительной связи, еще больше углубляют стресс и тревожность. Разорвать этот круг самоусиления пассивно-оборонительного поведения, приводящего к снижению защитных возможностей человека, можно лишь путем устранения конфликтов и оказания психокоррекционной помощи.

В преодолении личностью тревожности секрет творчества и поиска новых решений. Объяснение и определение формы страха, а также рычагов его преодоления, способствует, на наш взгляд, развитию личности. Чувство страха вызывается ограниченностью возможностей системы, ее адаптивным незнанием. Страх индивидуален, отражает личностные особенности человека и связан с его предрасположенностью индивидуальной психической функцией. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, он содержит импульс к преодолению этой опасности, является частью адаптивного поведения и ложится в основу стресса.

Наш интегральный подход глубоко гуманен, потому что он помогает человеку осознать свои страхи, найти их корни, обратить внимание на важность воспитательных мер для профилактики страхов и гармонизации личности и общества. Мы считаем, что восстановление достоинства личности - это выяснение симптомов страха и тревоги.

Смысл симптомообразования важнее, чем определенные соматические формы его проявления. В рамках исследований по этой теме мы изучили роль различных стрессоров и стрессорных нацеленностей. Афферентный синтез - обобщение потоков информации, получаемой извне, рассматривается в нашем методе как обязательный созидательный порядок чередования психических состояний, из которых формируется "антистрессор"; у каждого психотипа имеется своя модальность стрессорной нацеленности и свой антистрессор. Понятие модальности, наряду с ощущением, относится и ко многим другим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и любой сложности.

По мнению П.В. Симонова, эмоция - функция двух факторов: значения мотивации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту. Речь идет об информации как средстве удовлетворения потребности. Когда такой информации оказывается недостаточно, возникает отрицательная эмоция. Положительные эмоции наблюдаются в том случае, когда информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом. Мотивация и эмоции - две стороны процесса регуляции поведения, и, на наш взгляд, это путь к решению проблем стресса.

Базовыми эмоциями принято считать гнев, радость, страх, отвращение, печаль, удивление. Чем свободнее и сильнее экспрессивный компонент эмоции, тем сильнее ее переживание. Психофизиологическое распознавание эмоций по физиологическим показателям уже обоснована. Исследования показали, что измеряя только два показателя - частоту сердечных сокращений и изменений температуры тела, - можно достаточно точно различать шесть основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, отвращение, печаль, удивление).

Человеку присуща высокая степень гибкости в удовлетворении потребности, с которой связана способность к замещению одного действия другим, а также к замещению действия действием в уме или нереальным действием. В этой связи обосновано применение принципа гомеостаза, который заключается в том, что при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное состояние. Этот принцип является сквозным для психологии и медицины.

Одним из источников движущих сил человеческого поведения, по мнению Хайдера, является потребность в гармонии, непротиворечивых социальных отношениях. Положение дисбаланса инициирует поведение, направленное на восстановление баланса. По существу, различные эмоциональные состояния являются оценкой перспективы удовлетворения потребности. Если удовлетворение маловероятно, возникает отрицательная эмоция; в противоположном случае, когда перспектива удовлетворения потребности благоприятна, преобладает позитивный эмоциональный фон.

Субъективная интерпретация эмоционального состояния зависит от восприятия внутренней физиологической ситуации. Следовательно, можно изменить сам характер переживания с помощью предъявления человеку образа идеального действия. Само эмоциональное состояние подлежит коррекции посредством такой обратной связи.

Практикующему психологу известно, что настойчивые попытки воздействовать на клиента в стрессовом состоянии при помощи уговоров, убеждений, внушений, как правило, не бывают успешными потому, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию, его природе. Больше того, эмоционально возбужденный клиент может посчитать, что его не понимают. Так как изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера, отвечающим на воздействие, чем отдельные функциональные показатели, мы используем разработанные нами схемы "Пороговые уровни стресса" и "Рецептивная психологическая помощь" (на стр. 20-23), которые учитывают личностные параметры в норме, в состоянии стресса и личностного кризиса. Таким образом, в рецептивной психологической помощи при стрессе мы предлагаем процесс научения вести с учетом психотипической модальности - пороговых уровней стресса, и рецептивной психологической помощи.

Постстрессовые симптомы развиваются либо незамедлительно, либо пролонгировано в зависимости от генотипа - особенностей нервной системы. Вовремя оказанная профессиональная помощь при первых симптомах стресса предотвращает нежелательные последствия (неадекватность поведения, расстройство внимания, проявление вегетативных реакций).

Поскольку стрессорные воздействия имеют характер кумуляции (суммирования) отрицательного эффекта при каждом воздействии, то в психофизиологической структуре личности происходит своего рода накопление информационного токсина до некоторого критического значения, после чего развиваются деструктивные, порой необратимые, психологические и физиологические процессы. Это происходит потому, что стресс вызывает перерасход психофизиологических адаптационных резервов человека, рассчитанных на полноценное, стабильное функционирование и развитие. И если стрессовая ситуация не снята, наступает истощение, что приводит к значительному ухудшению самочувствия, потере работоспособности, заболеваниям и даже смерти.

Возникающее при стрессе измененное состояние сознания стимулирует развитие регрессии, как формы ухода от действительности, и возврат на более раннюю ступень развития личности, тогда как основные тенденции психического развития выражаются в "движении" от непроизвольности, импульсивности поведения к произвольности - умению управлять своим поведением, сознательно ставить цели, находить средства их достижения, преодолевать трудности. Регрессивная форма поведения, более примитивная форма мышления и поведения, означает личностную деградацию и психологическую, и социальную дезадаптацию. Таким образом, стресс и его последствия наносят непоправимый ущерб социуму, лишая его полноценной личности, трудоспособного профессионала, креативного специалиста, здорового человека.

Психологу в связи с этим необходимо знать о структурных нарушениях личности и уметь оказывать компетентную помощь тем, кто в ней нуждается. С целью оказания такой помощи мы разработали методологические схемы "скорой психологической помощи". В этих схемах мы используем разработанный нами инструментарий, который позволяет определить:

а) психологические параметры индивида;
б) психологический рычаг самоактуализации;
в) формы психологической защиты;
г) этапы позитивной психологической трансформации, учитывающей прямое и косвенное психогенетические противоречия, конструктивные и деструктивные психологические связи, как активно, так и пассивно регулируемые.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве. При использовании материалов сайта активная ссылка на www.soliris.ru обязательна.

Контактная информация: тел.: +7 915 416 9421; +7 978 817 7596; e-mail: soliris-rus@mail.ru