Научно-практическая лаборатория "Солирис" - Публикации
Научно-практическая лаборатория "Солирис"
русский
English
Главная
Методика
Практика
Публикации
Книги, cтатьи, доклады, теорет. материалы и т.д.
Творчество
Обратная связь
События
Публикации
Отрывок из книги "Ноосферная психология. Психология предназначения. Книга 1"


In nomene futuri


ВСТУПЛЕНИЕ


Наиболее важной для социальных наук является та область
психологии, которая рассматривает источники человеческого
действия, импульсы и мотивы, поддерживающие телесную и
ментальную активность и регулирующие поведение.


Мак Дауган


Целью исторического развития рационального общества является его устойчивое развитие, которое обеспечивает потребности настоящего и будущих поколений. Движущей силой исторического развития общества являются люди, способные генерировать и воплощать в жизнь идеи, которые обеспечивают рост возможностей не только текущего времени, но и будущего. Устойчиво развивающееся общество это общество, способное гармонично строить отношения "человек - общество - природа" и достигшее понимания необходимости коэволюционного соразвития общества и природы. Если обществу удается определить спектры целей развития каждой личности, то необычайно возрастает роль и ответственность человека в выборе наиболее благоприятных сценариев развития. Именно в этом плане мы можем говорить о человеческой особенности коэволюционных процессов. В момент неустойчивости, фазового перехода, перестройки хода эволюционного процесса человек, как активный субъект конструирования мира, может сыграть решающую роль в определении в соответствии с собственными ценностными предпочтениями того русла, по которому пойдет эволюционный процесс. Выдающийся российский философ В.В. Налимов, исследуя психическое бессознательное, определил, что человек обладает способностью к эволюции, которая выражается возможностью делать выбор в критической ситуации согласно личностному предпочтению. Это означает, что от предпочтения в выборе той или иной идеологии на пути развития общества зависит, будет ли эволюция планеты Земля устойчиво поступательной.

Движущая сила всякого развития - борьба внутренних противоречий, борьба старого с новым, отжившего с нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Психическое развитие - это всегда возникновение чего-либо нового, переход к которому носит скачкообразный характер; оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях, носящих необратимый характер направленных на накапливание изменений. При психическом развитии усложняются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятие, мышление, память, чувства, воображение. Усложняются также и более сложные психические образования - потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Психическое развитие взаимосвязано с физическим, физиологическим, развитием и проявляется в социальном развитии, которое заключается в постепенном вхождении в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые отношения. Оно также проявляется в духовном развитии - в осмыслении человеком своего жизненного предназначения, в появлении ответственности перед настоящим и будущим поколениями, в понимании сложности природы мироздания и в стремлении к постоянному нравственному совершенствованию.

Человечество вступило в новый важнейший этап своего развития - информационный. Его главная характеристика - интегрирование разных областей знания, что позволило сформировать новую картину мира, которая принципиально отличается от старой, и человек рассматривается в ней как цельная информационно-энергобиологическая система с позиции квантовой физики, синергетических аспектов самоорганизации, теории фракталов, голографии. Это и есть главное достижение современного естествознания.

Применение принципов самоорганизации к биологическим, психологическим и социологическим явлениям основано на фундаментальной гомологии, на родстве самоорганизующейся динамики многих уровней. С этой точки зрения человек живет одновременно на большем числе уровней, чем другие формы жизни, появившиеся в биосфере в начале эволюции, так как человек обладает сознанием.

Сознание в психологии - высший уровень психического отражения и саморегуяции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающем его практическую деятельность. Сознание человека занимает высший уровень информативности, обладая, в отличие от всех других живых систем природы, Духом и неограниченным числом степеней свободы творчества.

Взаимодействие биосферы и человечества образует новое информационное пространство - Ноосферу, в котором развертывается современная космическая и геологическая стадия эволюции планеты. В Ноосфере так же, как и в биосфере, происходит круговорот веществ (все утилизируется, снова переходит в полезный продукт и используется), причем человек активно участвует в этом процессе. Сам человек, его мысли, его производительные силы становятся частью Ноосферы, непрерывно обмениваются веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Человек становится звеном в сложной системе "неживая природа живая природа человечество планета вселенная". И в этой связи Ноосфера являет собой физическое существование совокупной информации продукта человеческого бытия, "как способности живой материи к обмену информацией с внешней средой, кодируемой понятиями" (В.С.Троицкий).

Таким образом, ноосферное развитие - это осмысление сопряженности развития цивилизации и развития собственной личности, то влияние, которое оказывает каждая личность на эволюцию человечества в целом. Ноосферное развитие отражает космическую и общественно-историческую природу психического развития человека, что проявляется в обладании общественно-историческим опытом, накопленным и выраженным в истории человечества, и в создании через творческую деятельность новых культурно-исторических ценностей.

О.Л. Кузнецов, П.Г. Кузнецов, Б.Е. Большаков в книге "Природа общество человек: устойчивое развитие" рассматривают различные аспекты устойчивого развития в системе "природа общество человек": философские, физические, химические, экологические, экономические, финансовые, правовые и политические. По мнению авторов, разные аспекты имеют общий стержень - закон сохранения мощности, который в неживой природе проявляется как второе начало термодинамики, а во всех формах явления жизни - как рост полезной мощности; "…борьба против роста энтропии и процесс, обеспечивающий рост полезной мощности, есть два названия единого творческого процесса проектирования устойчивого развития будущего мира, созвучного разуму и воле Творца, ибо каждый акт творческого озарения личности, открывающий человечеству новые возможности, есть божественный дар Творца своему сотворцу на пути перехода системы "природа общество человек" к устойчивому развитию в гармонии с законами Космоса".

Становление Ноосферы, по В.И. Вернадскому, - это глобальный общепланетарный процесс установления гармонического взаимодействия самых мощных геологических сил на планете - живого вещества биосферы и человечества. "Человечество в целом, т.е. не только живущее, но и ушедшее, зафиксировавшее свой опыт, а возможно, и будущее, куда мы помещаем нормирующий нас идеал, участвует в научном освоении действительности. Общее сознание планеты первично, а всякая машинерия потом, человек - проект природы" (В.И.Вернадский). В сознании планеты - Ноосфере - проявляется космическое предназначение человечества как структурообразующей силы, влияющей на эволюцию планеты и космоса. Согласно идеям Вернадского, человек должен преобразовывать землю не только в соответствии со своими потребностями, учитывая законы биосферы, но, прежде всего, основывая свою деятельность на нравственности. Следовательно, человечество должно вкладывать весь накопленный духовный, интеллектуальный и производственно-технический потенциал в ее развитие.

В центре процесса формирования Ноосферы, нового информационного пространства, стоит личность. Личность, интегрирующая духовный, интеллектуальный и телесный опыт, - это структурная единица человеческого сообщества. Следовательно, общество, способное гармонично строить отношения "человек - общество - природа" (ноосферное общество), нуждается в самодостаточной, целостной личности, способной не только потреблять и усваивать энергию и информацию, но и творчески ее преобразовывать в целесообразные изменения окружающего мира в соответствии с высшими целями, в соответствии с культурными и духовными ценностями.

Эволюция человечества и преображение природных качеств человека духовностью выступают в единстве как прямая и обратная связи. И только в аспекте их взаимодействия, на наш взгляд, можно дать целостное психологическое понятие личности. Современные исследования сознания показывают, что духовное начало является исконным и естественным измерением человеческой психики и мироустроения. Человек - единственное из живых существ, которое не только живет тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому. Постановка целей, без которых человек не живет, есть одно из его осуществлений. Эта потребность долженствования призвана наполниться адекватным ему идеальным высшим содержанием. Если целеполагание - это генетическая функция в процессе самоорганизации человека и его специфический знак особого достоинства, то постановка высшей цели, обнаруживающая в человеке некоторое сверхстремление, потребность превзойти себя в своем сегодняшнем социальном, историческом, биологическом качестве, превзойти себя как человека, и есть всегда глубоко религиозный акт.

Можно сказать, что тенденция к духовности рождается и развивается вместе с развитием человечества. И хотя выразителями духовности являются конкретные индивиды, духовность, как явление, принадлежит человечеству и определенному человеческому сообществу. Индивид, развиваясь в обществе и усваивая его духовные ценности, формируется как личность, которая понимается как духовная индивидуальность.

Личность будучи специфической, не сводимой к другим измерениям конструкцией, не является самодостаточной, в самой себе несущей смысл. Смысл этот определяется в зависимости от складывающихся отношений и связан с сущностными характеристиками бытия, что означает уровень потребностей личности, ее эволюцию и осуществление ее возможностей. Нынешняя теория самоорганизации стоит на идее многовариантности эволюционных направлений и возможности выбора в точках разветвления (бифуркации) этих направлений, причем сам этот выбор и будущий провидимый его результат формируют самое настоящее, сам тип развития - как бы вводит своего рода предопределение в процесс. Вот почему так важен сам рефлекс высшей цели. Внедрение этой цели в общество будет реально действовать как эволюционно направленный фактор, потому что только через человека, как сознание природы, через его религиозную, нравственную, художественную, научную деятельность начинается "самоосвящение природы в ее целости", восстанавливается генезис "небес и земли", преемственная связь всех форм жизни, естественная история мира. Человек становится в центре мира, чтобы осуществить всеединство (В. Соловьев).

Основоположник комплексной аналитической психологии К.Юнг свои размышления об угрозе, связанной с растворением индивидуального начала в бессознательной и коллективной стихии, изложил в работах, которые он посвятил анализу событий, повлекших за собой первую и вторую мировые войны. Он вскрыл бессознательные корни фашистского психоза и тем самым доказал, что единственной альтернативой массовым политическим и национальным психозам современности, столь часто переходящим в военную угрозу, является развитие индивидуальности, а главная задача человеческой жизни, ее смысл - в предназначении человека.

По мнению К.Юнга, предназначение - это то, что "побуждает человека избрать собственный путь, и, таким образом, вырваться, как из марева, из бессознательной идентичности с массой..."

Наиболее известные теоретики в области гуманистической психологии - Э.Фромм, Г.Оллпорт, К.Роджерс, В. Франкл, Д. Келли, Р. Мэй, В. Сатир, А. Маслоу, М. Мерфи, а также философы-экзистенциалисты подчеркивают, что каждый человек, как свободное существо, ответственен за реализацию наибольшего числа возможностей. В гуманистической психологии считается, что самосовершенствование является основной темой, которую нельзя выявить, изучая только психические нарушения. Изучать следует в этом случае предназначение. И оно рассматривается как потребность в самоактуализации, как желание человека стать тем, кем он может стать.

В этой связи такой компонент психологического знания, как предназначение личности, приобретает новое и специфическое значение. Этот аспект сопряжен с ценностным отношением субъекта к объекту. В научном исследовании следует исходить из функциональных связей, данных человеку в сущем, и постепенно выходить в мир должного. Смысл вещей, смысл существования - духовный гребень преходящих волн жизни. Прозрение этого смысла в глубине и объеме предназначения руководит людьми в их жизни и деятельности, в формировании ими своего идеала, образа должного бытия. Этот процесс носит общий характер, и может рассматриваться как процесс становления подлинной индивидуальности. В нашем подходе предназначение определяет потенциальный уровень духовных способностей личности и являет собой как возможности личности, так и ее обязанности перед миром.

В развитии психологии, как и в развитии любой профессиональной области, время от времени возникает дисбаланс между теорией и практикой: практика является двигателем теории, поскольку накапливает факты и реагирует на изменение потребностей общества, но в то же время отсутствие развитой теории оставляет профессиональную практику на уровне ремесла. В настоящее время мы наблюдаем изменение не только и не столько структуры психологии, сколько системы психологии в изменяющейся системе видения мира. "Общая тенденция синтеза естественных и гуманитарных наук больше разворачивается в сторону неизбежного поворота их к ранее не общедоступным способам восприятия как резервам для нового витка восхождения человека к самому себе и к природе" (Н.В. Маслова).

Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты субъективного внутреннего опыта человека - его чувства, мысли, желания, ощущения. Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики - это факты поведения, его осознаваемые и неосознаваемые компоненты. Психика человека является предметом изучения психологии. Основная цель психологии это объяснение с позиции науки, почему люди проявляют себя так, а не иначе. Большинство современных психологов убеждены в том, что в объяснении сложности человеческой природы, в конечном счете, будет иметь вес именно интегративный научный подход. Тот научный подход, который основан на современном естествознании, применяющем синергетические аспекты самоорганизации, системный подход с позиции квантовой физики и рассматривающий человека как целостную информационно-энергетическую систему, что позволяет создать новую целостную картину процесса психического развития человека и знаменует новый 5-й этап в развитии психологической науки.



В теории психологической помощи в новом свете предстает проблема психологического познания человека, понимание его как целостной личностной системы и индивидуальности, что требует объяснения внутренних причин его индивидуального поведения с позиции осмысления единства и взаимосвязи природы человека с эволюционными процессами планеты. Таким образом, становится очевидной необходимость создания общей теории, учитывающей специфику потребностей человечества как системы и его конкретных составляющих (человек, социум) как подсистем в свете процесса формирования Ноосферы. Такое объективизирующее знание имеет право на существование в психологии, так как в настоящее время сформировались все необходимые предпосылки для решения ключевого вопроса разработки стратегии науки и человеческой цивилизации - вопроса о переходе к ноосферному типу мышления. Следовательно, необходимо психологическое знание, приближенное к истинному предмету психологии - концепции, обобщающей, объясняющей цели и механизмы психофизических изменений личности и отражающей сопряженность эволюции человечества и биосферы как закономерного звена в биосферно-космической эволюции.

Поставленная проблема практически обходится стороной в большинстве философских и психологических работ. Столь же проблематичен вопрос о врожденности и наследовании духовности, о соотношении архетипического и приобретенного опыта. Не ясны отношения сознания и мышления с моралью и религией, с мотивацией и поступками. И в то же время понять, что такое человек, можно, только разобравшись в понятии "духовность", уяснив исторический путь ее становления и формы ее существования в настоящее время. Эти вопросы рассматриваются в данной монографии.

Не менее важен также вопрос - как реализуются природные духовные качества человека. Данная проблема рассматривается на примере творчества. Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо раскрыть онтологическую сущность творчества, а для этого соотнести творчество с психическими функциями, объяснить структуру психотипических функций, и на этой основе показать развитие духовности как развитие функциональных психотипических операционных механизмов личности.

В отечественной и зарубежной психологической литературе давалось большое количество определений личности, что каждый раз являлось результатом различного уровня развития науки или методологической позиции автора. В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. В каждом подходе имеются свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Необходимость создать всеобщую единую теорию личности в психологии была осознана давно, и такие попытки неоднократно делались, но это оказывалось неосуществимым из-за сложности человеческой психики, куда привнесли свое влияние законы развития человеческого общества.

Следовательно, необходима единая теория личности, которая в новом свете представляет проблему психологического познания развития человека, дает понимание человека как целостной личностной системы и индивидуальности, что требует объяснения структуры личности и внутренних причин ее индивидуального поведения с позиции осмысления единства и взаимосвязи природы человека с эволюционными процессами планеты как механизмами гармоничного развития личности и общества.

Данная работа посвящена комплексному исследованию целостной личности, процесса ее развития, практическим аспектам психологической помощи развивающейся личности. Мы рассматриваем личность как целостную индивидуальность - носитель интегральной функции человека, как саморазвивающуюся эволюционную систему. В функциональном аспекте целостной индивидуальности присуща конкретная форма активности, которую в нашем подходе выражает функция интегрированного потенциала личности - ее предназначение.

Эти аспекты мы раскрываем с позиции системного подхода, основанного на разработанных нами интегративной теории личности, модели развивающейся личности, интегративной периодизации развития личности, периодической систематизации типологических морфоструктур и модели ноосферных процессов в эволюции человечества. В рамках указанных моделей психологическая работа выступает уже как помощь обществу, как консультирование общества. Консультирование является процессом, в котором достигается более высокий уровень компетентности, и тем самым обеспечивается возможность выхода на оптимальный уровень функционирования в соответствии с эволюционно заданной программой. Это также определяет критерии эффективности психологической помощи, возможность контроля направленности процесса коррекции и спектры развития каждой личности. Если психоанализ - это психология подсознания, идентифицируемого с человеческой сутью, бихевиоризм - психология характера, способа действовать, принимаемого за человеческую суть, гуманистическая психология - психология личности, самости как самоцели человека, то ноосферная психология - это, наконец, нравственная психология, психология человека, поскольку в ней психологические орудия даны в соотношении с тем, чему они призваны служить; это психология рождения собственной личности.

В данной монографии мы предлагаем концепцию ноосферной психологии - психологии нового поколения, которая сопрягает свои знания с достижениями современной науки и ставит своей целью сохранение и реализацию потенциалов личности, ее предназначения, путем обеспечения душевного здоровья человека, гармоничного мироощущения и оптимального уровня жизнеобеспечивающих реакций в период перехода системы "природа общество человек" к устойчивому развитию.

Концептуальные ценности ноосферной психологии представлены следующими категориями:

Метаценности: Духовность
Истина
Гармония
Совершенство
Любовь
Красота
Добро
Справедливость
Предназначенность (посвящение себя чему-либо)
Сопричастность (опыт высших переживаний)
Личностные ценности: Уникальность
Целостность мышления
Самодостаточность
Завершенность
Креативность
Активность
Компетентность
Зрелость
Полноценное функционирование
Самоактуализация:Принятие (себя, других людей, мира)
Эффективное восприятие реальности
Спонтанность
Центрированность на задаче
Автономность
Независимость от среды
Свежесть оценок
Единение с другими людьми
Глубокие межличностные отношения
Демократичность
Творчество
Духовное творчество


Главная задача ноосферной психологии - формирование устойчивого позитивного мышления личности в условиях кризисного состояния общества, способность адекватно использовать культурные критерии в профессиональной деятельности и реализовать на практике новые творческие идеи, отвечающие требованиям устойчивого ноосферного развития общества. Ноосферная психология - это психология единого человечества как космического явления.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве. При использовании материалов сайта активная ссылка на www.soliris.ru обязательна.

Контактная информация: тел.: +7 915 416 9421; +7 978 817 7596; e-mail: soliris-rus@mail.ru