Отрывок из книги "Ноосферная психология. Психология предназначения. Книга 1"
In nomene futuri
ВСТУПЛЕНИЕ
Наиболее важной для социальных наук является та область
психологии, которая рассматривает источники человеческого
действия, импульсы и мотивы, поддерживающие телесную и
ментальную активность и регулирующие поведение.
Мак Дауган
Целью исторического развития рационального общества является его устойчивое развитие, которое обеспечивает потребности настоящего и будущих поколений. Движущей силой исторического развития общества являются люди, способные генерировать и воплощать в жизнь идеи, которые обеспечивают рост возможностей не только текущего времени, но и будущего. Устойчиво развивающееся общество это общество, способное гармонично строить отношения "человек - общество - природа" и достигшее понимания необходимости коэволюционного соразвития общества и природы. Если обществу удается определить спектры целей развития каждой личности, то необычайно возрастает роль и ответственность человека в выборе наиболее благоприятных сценариев развития. Именно в этом плане мы можем говорить о человеческой особенности коэволюционных процессов. В момент неустойчивости, фазового перехода, перестройки хода эволюционного процесса человек, как активный субъект конструирования мира, может сыграть решающую роль в определении в соответствии с собственными ценностными предпочтениями того русла, по которому пойдет эволюционный процесс. Выдающийся российский философ В.В. Налимов, исследуя психическое бессознательное, определил, что человек обладает способностью к эволюции, которая выражается возможностью делать выбор в критической ситуации согласно личностному предпочтению. Это означает, что от предпочтения в выборе той или иной идеологии на пути развития общества зависит, будет ли эволюция планеты Земля устойчиво поступательной.
Движущая сила всякого развития - борьба внутренних противоречий, борьба старого с новым, отжившего с нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Психическое развитие - это всегда возникновение чего-либо нового, переход к которому носит скачкообразный характер; оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях, носящих необратимый характер направленных на накапливание изменений. При психическом развитии усложняются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятие, мышление, память, чувства, воображение. Усложняются также и более сложные психические образования - потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Психическое развитие взаимосвязано с физическим, физиологическим, развитием и проявляется в социальном развитии, которое заключается в постепенном вхождении в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые отношения. Оно также проявляется в духовном развитии - в осмыслении человеком своего жизненного предназначения, в появлении ответственности перед настоящим и будущим поколениями, в понимании сложности природы мироздания и в стремлении к постоянному нравственному совершенствованию.
Человечество вступило в новый важнейший этап своего развития - информационный. Его главная характеристика - интегрирование разных областей знания, что позволило сформировать новую картину мира, которая принципиально отличается от старой, и человек рассматривается в ней как цельная информационно-энергобиологическая система с позиции квантовой физики, синергетических аспектов самоорганизации, теории фракталов, голографии. Это и есть главное достижение современного естествознания.
Применение принципов самоорганизации к биологическим, психологическим и социологическим явлениям основано на фундаментальной гомологии, на родстве самоорганизующейся динамики многих уровней. С этой точки зрения человек живет одновременно на большем числе уровней, чем другие формы жизни, появившиеся в биосфере в начале эволюции, так как человек обладает сознанием.
Сознание в психологии - высший уровень психического отражения и саморегуяции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающем его практическую деятельность. Сознание человека занимает высший уровень информативности, обладая, в отличие от всех других живых систем природы, Духом и неограниченным числом степеней свободы творчества.
Взаимодействие биосферы и человечества образует новое информационное пространство - Ноосферу, в котором развертывается современная космическая и геологическая стадия эволюции планеты. В Ноосфере так же, как и в биосфере, происходит круговорот веществ (все утилизируется, снова переходит в полезный продукт и используется), причем человек активно участвует в этом процессе. Сам человек, его мысли, его производительные силы становятся частью Ноосферы, непрерывно обмениваются веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Человек становится звеном в сложной системе "неживая природа живая природа человечество планета вселенная". И в этой связи Ноосфера являет собой физическое существование совокупной информации продукта человеческого бытия, "как способности живой материи к обмену информацией с внешней средой, кодируемой понятиями" (В.С.Троицкий).
Таким образом, ноосферное развитие - это осмысление сопряженности развития цивилизации и развития собственной личности, то влияние, которое оказывает каждая личность на эволюцию человечества в целом. Ноосферное развитие отражает космическую и общественно-историческую природу психического развития человека, что проявляется в обладании общественно-историческим опытом, накопленным и выраженным в истории человечества, и в создании через творческую деятельность новых культурно-исторических ценностей.
О.Л. Кузнецов, П.Г. Кузнецов, Б.Е. Большаков в книге "Природа общество человек: устойчивое развитие" рассматривают различные аспекты устойчивого развития в системе "природа общество человек": философские, физические, химические, экологические, экономические, финансовые, правовые и политические. По мнению авторов, разные аспекты имеют общий стержень - закон сохранения мощности, который в неживой природе проявляется как второе начало термодинамики, а во всех формах явления жизни - как рост полезной мощности; "…борьба против роста энтропии и процесс, обеспечивающий рост полезной мощности, есть два названия единого творческого процесса проектирования устойчивого развития будущего мира, созвучного разуму и воле Творца, ибо каждый акт творческого озарения личности, открывающий человечеству новые возможности, есть божественный дар Творца своему сотворцу на пути перехода системы "природа общество человек" к устойчивому развитию в гармонии с законами Космоса".
Становление Ноосферы, по В.И. Вернадскому, - это глобальный общепланетарный процесс установления гармонического взаимодействия самых мощных геологических сил на планете - живого вещества биосферы и человечества. "Человечество в целом, т.е. не только живущее, но и ушедшее, зафиксировавшее свой опыт, а возможно, и будущее, куда мы помещаем нормирующий нас идеал, участвует в научном освоении действительности. Общее сознание планеты первично, а всякая машинерия потом, человек - проект природы" (В.И.Вернадский). В сознании планеты - Ноосфере - проявляется космическое предназначение человечества как структурообразующей силы, влияющей на эволюцию планеты и космоса. Согласно идеям Вернадского, человек должен преобразовывать землю не только в соответствии со своими потребностями, учитывая законы биосферы, но, прежде всего, основывая свою деятельность на нравственности. Следовательно, человечество должно вкладывать весь накопленный духовный, интеллектуальный и производственно-технический потенциал в ее развитие.
В центре процесса формирования Ноосферы, нового информационного пространства, стоит личность. Личность, интегрирующая духовный, интеллектуальный и телесный опыт, - это структурная единица человеческого сообщества. Следовательно, общество, способное гармонично строить отношения "человек - общество - природа" (ноосферное общество), нуждается в самодостаточной, целостной личности, способной не только потреблять и усваивать энергию и информацию, но и творчески ее преобразовывать в целесообразные изменения окружающего мира в соответствии с высшими целями, в соответствии с культурными и духовными ценностями.
Эволюция человечества и преображение природных качеств человека духовностью выступают в единстве как прямая и обратная связи. И только в аспекте их взаимодействия, на наш взгляд, можно дать целостное психологическое понятие личности. Современные исследования сознания показывают, что духовное начало является исконным и естественным измерением человеческой психики и мироустроения. Человек - единственное из живых существ, которое не только живет тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому. Постановка целей, без которых человек не живет, есть одно из его осуществлений. Эта потребность долженствования призвана наполниться адекватным ему идеальным высшим содержанием. Если целеполагание - это генетическая функция в процессе самоорганизации человека и его специфический знак особого достоинства, то постановка высшей цели, обнаруживающая в человеке некоторое сверхстремление, потребность превзойти себя в своем сегодняшнем социальном, историческом, биологическом качестве, превзойти себя как человека, и есть всегда глубоко религиозный акт.
Можно сказать, что тенденция к духовности рождается и развивается вместе с развитием человечества. И хотя выразителями духовности являются конкретные индивиды, духовность, как явление, принадлежит человечеству и определенному человеческому сообществу. Индивид, развиваясь в обществе и усваивая его духовные ценности, формируется как личность, которая понимается как духовная индивидуальность.
Личность будучи специфической, не сводимой к другим измерениям конструкцией, не является самодостаточной, в самой себе несущей смысл. Смысл этот определяется в зависимости от складывающихся отношений и связан с сущностными характеристиками бытия, что означает уровень потребностей личности, ее эволюцию и осуществление ее возможностей. Нынешняя теория самоорганизации стоит на идее многовариантности эволюционных направлений и возможности выбора в точках разветвления (бифуркации) этих направлений, причем сам этот выбор и будущий провидимый его результат формируют самое настоящее, сам тип развития - как бы вводит своего рода предопределение в процесс. Вот почему так важен сам рефлекс высшей цели. Внедрение этой цели в общество будет реально действовать как эволюционно направленный фактор, потому что только через человека, как сознание природы, через его религиозную, нравственную, художественную, научную деятельность начинается "самоосвящение природы в ее целости", восстанавливается генезис "небес и земли", преемственная связь всех форм жизни, естественная история мира. Человек становится в центре мира, чтобы осуществить всеединство (В. Соловьев).
Основоположник комплексной аналитической психологии К.Юнг свои размышления об угрозе, связанной с растворением индивидуального начала в бессознательной и коллективной стихии, изложил в работах, которые он посвятил анализу событий, повлекших за собой первую и вторую мировые войны. Он вскрыл бессознательные корни фашистского психоза и тем самым доказал, что единственной альтернативой массовым политическим и национальным психозам современности, столь часто переходящим в военную угрозу, является развитие индивидуальности, а главная задача человеческой жизни, ее смысл - в предназначении человека.
По мнению К.Юнга, предназначение - это то, что "побуждает человека избрать собственный путь, и, таким образом, вырваться, как из марева, из бессознательной идентичности с массой..."
Наиболее известные теоретики в области гуманистической психологии - Э.Фромм, Г.Оллпорт, К.Роджерс, В. Франкл, Д. Келли, Р. Мэй, В. Сатир, А. Маслоу, М. Мерфи, а также философы-экзистенциалисты подчеркивают, что каждый человек, как свободное существо, ответственен за реализацию наибольшего числа возможностей. В гуманистической психологии считается, что самосовершенствование является основной темой, которую нельзя выявить, изучая только психические нарушения. Изучать следует в этом случае предназначение. И оно рассматривается как потребность в самоактуализации, как желание человека стать тем, кем он может стать.
В этой связи такой компонент психологического знания, как предназначение личности, приобретает новое и специфическое значение. Этот аспект сопряжен с ценностным отношением субъекта к объекту. В научном исследовании следует исходить из функциональных связей, данных человеку в сущем, и постепенно выходить в мир должного. Смысл вещей, смысл существования - духовный гребень преходящих волн жизни. Прозрение этого смысла в глубине и объеме предназначения руководит людьми в их жизни и деятельности, в формировании ими своего идеала, образа должного бытия. Этот процесс носит общий характер, и может рассматриваться как процесс становления подлинной индивидуальности. В нашем подходе предназначение определяет потенциальный уровень духовных способностей личности и являет собой как возможности личности, так и ее обязанности перед миром.
В развитии психологии, как и в развитии любой профессиональной области, время от времени возникает дисбаланс между теорией и практикой: практика является двигателем теории, поскольку накапливает факты и реагирует на изменение потребностей общества, но в то же время отсутствие развитой теории оставляет профессиональную практику на уровне ремесла. В настоящее время мы наблюдаем изменение не только и не столько структуры психологии, сколько системы психологии в изменяющейся системе видения мира. "Общая тенденция синтеза естественных и гуманитарных наук больше разворачивается в сторону неизбежного поворота их к ранее не общедоступным способам восприятия как резервам для нового витка восхождения человека к самому себе и к природе" (Н.В. Маслова).
Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты субъективного внутреннего опыта человека - его чувства, мысли, желания, ощущения. Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики - это факты поведения, его осознаваемые и неосознаваемые компоненты. Психика человека является предметом изучения психологии. Основная цель психологии это объяснение с позиции науки, почему люди проявляют себя так, а не иначе. Большинство современных психологов убеждены в том, что в объяснении сложности человеческой природы, в конечном счете, будет иметь вес именно интегративный научный подход. Тот научный подход, который основан на современном естествознании, применяющем синергетические аспекты самоорганизации, системный подход с позиции квантовой физики и рассматривающий человека как целостную информационно-энергетическую систему, что позволяет создать новую целостную картину процесса психического развития человека и знаменует новый 5-й этап в развитии психологической науки.
В теории психологической помощи в новом свете предстает проблема психологического познания человека, понимание его как целостной личностной системы и индивидуальности, что требует объяснения внутренних причин его индивидуального поведения с позиции осмысления единства и взаимосвязи природы человека с эволюционными процессами планеты. Таким образом, становится очевидной необходимость создания общей теории, учитывающей специфику потребностей человечества как системы и его конкретных составляющих (человек, социум) как подсистем в свете процесса формирования Ноосферы. Такое объективизирующее знание имеет право на существование в психологии, так как в настоящее время сформировались все необходимые предпосылки для решения ключевого вопроса разработки стратегии науки и человеческой цивилизации - вопроса о переходе к ноосферному типу мышления. Следовательно, необходимо психологическое знание, приближенное к истинному предмету психологии - концепции, обобщающей, объясняющей цели и механизмы психофизических изменений личности и отражающей сопряженность эволюции человечества и биосферы как закономерного звена в биосферно-космической эволюции.
Поставленная проблема практически обходится стороной в большинстве философских и психологических работ. Столь же проблематичен вопрос о врожденности и наследовании духовности, о соотношении архетипического и приобретенного опыта. Не ясны отношения сознания и мышления с моралью и религией, с мотивацией и поступками. И в то же время понять, что такое человек, можно, только разобравшись в понятии "духовность", уяснив исторический путь ее становления и формы ее существования в настоящее время. Эти вопросы рассматриваются в данной монографии.
Не менее важен также вопрос - как реализуются природные духовные качества человека. Данная проблема рассматривается на примере творчества. Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо раскрыть онтологическую сущность творчества, а для этого соотнести творчество с психическими функциями, объяснить структуру психотипических функций, и на этой основе показать развитие духовности как развитие функциональных психотипических операционных механизмов личности.
В отечественной и зарубежной психологической литературе давалось большое количество определений личности, что каждый раз являлось результатом различного уровня развития науки или методологической позиции автора. В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. В каждом подходе имеются свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Необходимость создать всеобщую единую теорию личности в психологии была осознана давно, и такие попытки неоднократно делались, но это оказывалось неосуществимым из-за сложности человеческой психики, куда привнесли свое влияние законы развития человеческого общества.
Следовательно, необходима единая теория личности, которая в новом свете представляет проблему психологического познания развития человека, дает понимание человека как целостной личностной системы и индивидуальности, что требует объяснения структуры личности и внутренних причин ее индивидуального поведения с позиции осмысления единства и взаимосвязи природы человека с эволюционными процессами планеты как механизмами гармоничного развития личности и общества.
Данная работа посвящена комплексному исследованию целостной личности, процесса ее развития, практическим аспектам психологической помощи развивающейся личности. Мы рассматриваем личность как целостную индивидуальность - носитель интегральной функции человека, как саморазвивающуюся эволюционную систему. В функциональном аспекте целостной индивидуальности присуща конкретная форма активности, которую в нашем подходе выражает функция интегрированного потенциала личности - ее предназначение.
Эти аспекты мы раскрываем с позиции системного подхода, основанного на разработанных нами интегративной теории личности, модели развивающейся личности, интегративной периодизации развития личности, периодической систематизации типологических морфоструктур и модели ноосферных процессов в эволюции человечества. В рамках указанных моделей психологическая работа выступает уже как помощь обществу, как консультирование общества. Консультирование является процессом, в котором достигается более высокий уровень компетентности, и тем самым обеспечивается возможность выхода на оптимальный уровень функционирования в соответствии с эволюционно заданной программой. Это также определяет критерии эффективности психологической помощи, возможность контроля направленности процесса коррекции и спектры развития каждой личности. Если психоанализ - это психология подсознания, идентифицируемого с человеческой сутью, бихевиоризм - психология характера, способа действовать, принимаемого за человеческую суть, гуманистическая психология - психология личности, самости как самоцели человека, то ноосферная психология - это, наконец, нравственная психология, психология человека, поскольку в ней психологические орудия даны в соотношении с тем, чему они призваны служить; это психология рождения собственной личности.
В данной монографии мы предлагаем концепцию ноосферной психологии - психологии нового поколения, которая сопрягает свои знания с достижениями современной науки и ставит своей целью сохранение и реализацию потенциалов личности, ее предназначения, путем обеспечения душевного здоровья человека, гармоничного мироощущения и оптимального уровня жизнеобеспечивающих реакций в период перехода системы "природа общество человек" к устойчивому развитию.
Концептуальные ценности ноосферной психологии представлены следующими категориями:
Метаценности: |
Духовность
Истина
Гармония
Совершенство
Любовь
Красота
Добро
Справедливость
Предназначенность (посвящение себя чему-либо)
Сопричастность (опыт высших переживаний) |
Личностные ценности: |
Уникальность
Целостность мышления
Самодостаточность
Завершенность
Креативность
Активность
Компетентность
Зрелость
Полноценное функционирование |
Самоактуализация: | Принятие (себя, других людей, мира)
Эффективное восприятие реальности
Спонтанность
Центрированность на задаче
Автономность
Независимость от среды
Свежесть оценок
Единение с другими людьми
Глубокие межличностные отношения
Демократичность
Творчество
Духовное творчество |
Главная задача ноосферной психологии - формирование устойчивого позитивного мышления личности в условиях кризисного состояния общества, способность адекватно использовать культурные критерии в профессиональной деятельности и реализовать на практике новые творческие идеи, отвечающие требованиям устойчивого ноосферного развития общества. Ноосферная психология - это психология единого человечества как космического явления.
|