Научно-практическая лаборатория "Солирис" - Публикации
Научно-практическая лаборатория "Солирис"
русский
English
Главная
Методика
Практика
Публикации
Книги, cтатьи, доклады, теорет. материалы и т.д.
Творчество
Обратная связь
События
Публикации
Отрывок из книги "Линия красоты. Феномен эстетики в психологии."


ВРАЧУЮЩАЯ ДУШУ КРАСОТА


Образ - источник превращения чего-либо в чувство,
которым сопровождается непосредственное впечатление.

К.Г. Юнг


Существует множество различных способов воздействия на организм человека. Но так как человек и его психика являются тонким инструментом, то, учитывая это, следует очень бережно проигрывать мелодию воздействия, не нарушая его гармонию, как внутреннюю, так и внешнюю, с окружающей средой.

В современной психологии и психотерапии для психологической коррекции личности используется комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самоосознание человека. Это воздействие направлено на редукцию болезненной симптоматики с помощью научения или путем структурной перестройки личности. На наш взгляд эстетическая психотерапия, в ходе которой приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводит к достижению цели, решает психологические проблемы личности.

Рассмотрение организма человека как цельной информационной энерго- биологической системы с позиции квантовой физики, синергетических аспектов самоорганизации, голографии лежит в основе нашего коррекционного метода, который позволяет стабилизировать психосоматические процессы и оптимизировать эмоциональное состояние, коррелирует все процессы в организме, усиливая творческий потенциал, высвобождает личностные структуры от нетождественной деструктивной информации и повышает адаптивность системы в целом. Системе для стабилизации необходима гармоничная информация.

Известно, что в открытых системах за счет протока через них энергии-информации снижается энтропия, повышается уровень организации, из хаоса возникает порядок, и, таким образом, осуществляется самоорганизация. Слабые информационные воздействия, такие, энергия которых значительно меньше той энергии, которая развивается в системе под их влиянием, играют основную роль в структуре всех воздействий, падающих на живые системы. К таким воздействиям мы относим эстетическое воздействие гармоничными формой, звуком, цветом, ароматом, одеждой, композицией, архитектурной средой, произведением искусства, образом, символом.

В каждой терапевтической школе есть своя психотехническая "единица", свой "непосредственный предмет психотехнического внимания и действия", свой "процесс, ответственный за преобразование сознания". Мы в своей практической работе используем интегрированный подход в психокоррекции, методы которого базируются на практических разработках аналитической психологии К.Юнга, психоанализа Р.Ассаджиоли, трансперсональной психологии С.Грофа, а также в наших авторских разработках.

Роберто Ассаджиоли разработал систему психотерапии "Психосинтез", которая основана на предположении, что индивид пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Главное внимание в ней уделяется положительным, творческим и радостным элементам человеческой природы. Структура личности, по Ассаджиоли, имеет некоторое сходство с моделью Юнга, так как включает духовные области и коллективные элементы психики.

Описав некоторые типичные из них, К. Юнг положил начало развитию новой эры духовной психотерапии. Он считал, что усилием сознания субъект способен трансформировать любое глубинное содержание своей психики. Эта способность и является причиной возможности существования глубинной (архетипической) психотерапии. К.Юнг различал архетип и архетипический образ - воплощенное содержание индивидуального бессознательного в общей надындивидуальной форме.

Трансперсональное (надличностное) затрагивает такие важные вопросы, как природа реальности, космическое созидательное начало и сопричастность ему человека, движущие силы творения, проблемы добра и зла. Ответы на эти основополагающие вопросы человеческого существования, по мнению С. Грофа, проявляются в холотропных состояниях. В "Психологии будущего" он пишет: "Сорок лет напряженных, систематических исследований холотропных состояний подвели меня к заключению, что решительное внутреннее преображение человечества и восхождение на более высокий уровень сознания может быть нашей единственной надеждой на будущее".

Высшие формы проявления творческой активности личности: интуиция, вдохновение, этические, а также особые состояния сознания (созерцание, просветление и экстаз) относятся к высшему сверхсознательному. Этот контакт с континуальным сможет вызвать в человеке, считает он, различные ощущения: прозрение, внезапное решение сложной внутренней проблемы, изменение взглядов на окружающую действительность, творческое вдохновение.

Наш метод решает задачи не только переживания необычных состояний сознания, но и привнесения творческой свободы личности в повседневную жизнь человека. Этот подход позволяет достичь равномерного развития личности, тренировки навыка реализации своего творческого потенциала в различных формах самовыражения.

Мы считаем, что у каждого человека в душе своя красота. Для того чтобы ее пробудить, необходимо вдохновить человека, вдохнуть в него силу красоты. В состоянии вдохновения в человеке происходит обретение внутренней красоты. Только обретший собственную красоту, способен увидеть и почувствовать красоту мира и других людей.

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства, эмоции и настроение. Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Чувства интегральны, они охватывают весь организм и придают состоянию человека определенный тип переживаний. Они могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения, от простой эмоции удовольствия до чувства эстетического восторга.

Установлено, что эмоции сопровождаются определенным химическим составом крови: плохие мысли разрушают здоровье, в то время как хорошие способны улучшить самочувствие. Среди последователей известного геронтолога Дисустина Гласса хорошо известна афористическая фраза ученого: "Человек умирает потому, что думает плохо". Авторитетнейший российский медик, известный кардиолог и кибернетик, академик Н.М.Амосов считает, что в общей картине заболеваемости преобладает фактор психический: на его долю приходится 80 % поражений. Огромный резерв в борьбе с болезнями Н.М. Амосов видит в использовании средств психической коррекции.

Функциональные психосоматические нарушения без патологических органических нарушений принято считать следствием изменений в психике человека. Впервые описал причины семи психосоматических заболеваний Ф.Александер. В настоящее время выделены типичные психосоматические расстройства, имеющие психогенное происхождение: ожирение, нервная анорексия, нервная булимия, бронхиальная астма, язвенный колит, сердечный невроз, гастрит, нейродермит, псориаз и т.д. Как показывают большинство научных исследований в области психосоматики, любой психосоматический пациент обладает общими особенностями, неспецифическими для того или иного заболевания.

Психосоматическая терапия представляет множество свидетельств того, что у оптимистично настроенного, жизнерадостного человека лучше функционируют все внутренние органы. Экспериментально доказано и то, что, когда человек думает о приятном, то у него улучшается зрение, обоняние, слух, осязание.

Современная экспериментальная медицина бесстрастно констатирует: наличие в организме достаточного количества гормонов повышает сопротивляемость болезням, а гормоны, эти жизнетворящие вещества, множатся в организме только при радостном настроении. А вот лабораторные анализы крови человека, пребывающего в состоянии подавленности, раздражения, злости, гнева, свидетельствуют о наличии в ней токсинов, отравляющих его внутренние органы, то есть своими негативными эмоциями, на кого бы они ни были направлены, человек наказывает прежде всего себя самого.

Эмоциональные состояния человека являются продуктом общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения, являясь субъективной формой выражения потребностей. Согласно психофизиологии для эмоций гнева и страха имеется общий противоположный полюс положительная эмоция в виде переживания состояния безмятежности, релаксации. Противоположность состояния депрессии и беспомощности образует состояние приподнятости с чувством контроля ситуации. За пределами зоны нормального эмоционального состояния возникают коронарные и другие нарушения,

Среди многочисленных эмоций способных направлять, модифицировать, искажать процесс познания, особого упоминания заслуживает эмоция страха, тесно связанная с инстинктом самосохранения. Страх наилучшая питательная среда для создания, и закрепления стереотипов сознания, для формирования неподвижного догматического мышления. Эксперименты показывают, что уже в раннем детстве существуют две психологические системы, первая из которых обеспечивает безопасность организма, а другая - активную творческую познавательную деятельность. Эти системы - антагонисты, избыточная активность одной из них подавляет другую. Исходя из этого, мы рассматриваем основу развития творческого потенциала человека как психотерапевтический способ подавления депрессии, тревожности и агрессивности основных факторов, препятствующих творческому самовыражению.

Творчество создание нового из старых элементов во внутреннем мире, и создание этого продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Высший продукт развития эмоционального состояния человека устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Это и есть эстетические чувства человека, выражающие его отношение к прекрасному, связанные с пониманием красоты, гармонии, возвышенного.

Творческая деятельность нуждается в периодической активизации. Для того, чтобы возродить свою собственную душу, человеку необходимо пробудить внутреннюю красоту, достичь вдохновения и освободиться от болезненных воспоминаний, но не подавлять их. Психоаналитик Фриц Риманн, исследуя силы внутреннего принуждения, сделал заключение: "То, что я хочу подавить, само подавляет меня". В психотерапевтическом процессе необходимо назвать проблему своим именем, так как "невысказанное слово болит". Принцип семантического детерминизма (в метамантике Кима) состоит в том, что каждому объекту или явлению соответствует свой акустический образ своеобразное "имя", и в соответствии с ним развивается сам предмет или процесс.

Эстетическая психокоррекция предлагает диалог в сфере человеческой психики с идеальным, сверхсознательным. Для осуществления этого диалога используется образ-представление. Человеку присуща высокая степень гибкости в удовлетворении собственной потребности, с которой связана способность к замещению одного действия другим, а также к замещению реального действия действием в уме или нереального действия действием в воображении. Человек реагирует также не только на действительную опасность, но и на напоминание о ней. Эти явления основаны на образно-ассоциативном процессе и позволяют путем проговаривания или проигрывания образа действия в идеальном плане (в воображении) решать личностные, межличностные проблемы человека.

Образная психологическая деятельность служит главным фактором управления высшим организмом. Психическое состояние человека отражает всю совокупность физиологических процессов, происходящих в его организме. Если через психику удастся воздействовать на те ощущения, эмоции или мысли, которые возникают в результате физиологического процесса, то удастся воздействовать на этот процесс и управлять им (ускорить процесс репарации или регенерации). Данный подход в психологической практике предполагает интеграцию и изменение личности посредством направленной визуализации, образованию осмысленного порядка, что приводит к высвобождению и завершению переживаний. Эстетическая психотерапия является процессом, в котором достигается более высокий уровень компетентности, чем обеспечивается выход на оптимальный уровень развития и самореализацию.

В процессе психокоррекции для психолога важно поддерживать развертывание переживания, для чего используются различные приемы предоставления выхода подавленным эмоциям (переживание в образах, гештальты, музыка, танцы, декламация).

Главная задача эстетической психокоррекции состоит в том, чтобы поддерживать бессознательную деятельность или даже привести ее в более подвижное состояние, чтобы полностью вынести в сознание память о вытесненных и забытых травмах. В ходе этого высвобождения и разряжается связанная в эмоциональных и психических симптомах психическая травма, а сами симптомы трансформируются в образы. Причем содержание этих образов может заимствоваться с любого уровня психики. По определению Э. Берна, динамический образ состоит из двух составляющих: представления и эмоциональной нагрузки. Нагрузка может быть или положительной, или отрицательной. Представление дает образу форму, а нагрузка - энергию. Образ может быть с "положительной" или "отрицательной" нагрузкой. В нашем подходе ключевым является образ потребного будущего. Это "ядерная информация", которая представляет собой как бы первичную семантическую запись, исходную формулу замысла, которая может быть развернута в целостный образ, модель. Эта модель служит исходным материалом для образно-ассоциативной психокоррекции в нашем методе.

Образно-ассоциативная психокоррекция используется для вывода человека из состояния психологического стресса. Поскольку в качестве стрессовой может быть признана только такая реакция индивида, которая достигает пороговых уровней его психологических и физических возможностей, то пороговые уровни психологических возможностей зависят от персональных параметров личности, которые определяются нами с помощью биорезонансной психодиагностики.

Мы используем направленную трансформацию с опорным символико-образным материалом психотипа, которая сопровождается яркими переживаниями, оказывающими влияние на функциональное состояние организма. В основе образно-ассоциативной коррекции лежит вербальный ассоциативный эксперимент, где слова-импульсы психолога соответствуют опорным символам психотипа - образу потребного будущего, а слова-реакции клиента - симптомокомплексам.

Помогая клиенту исследовать и понять его внутреннее пространство, психолог принимает во внимание то психотипическое ядро, которое находится за переносом или аффективным комплексом. Актуализация психотипического содержания в процессе направленной визуализации приводит к переживанию и проживанию состояния тождественности субъекта и объекта, сознательного и бессознательного, а затем - к их разотождествлению. Направленная трансформация в работе с символико-образным материалом сопровождается не только яркими переживаниями, которые оказывают влияние на функциональное состояние организма. Так, полученные данные при помощи биорезонансной диагностики по методу Фолля показывают, что в ходе процесса происходит увеличение диэлектрической проницаемости сердечно-сосудистой и эндокринной систем вследствие увеличения их кровоснабжения, нормализуются биоэлектрические показатели акупунктурных точек тела.

Психотерапия переживания в образах сопровождается тщательно подобранной музыкой, которая приводит в движение чувства, связанные с вытесненными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает выражение, психоэмоциональное напряжение высвобождается, при этом нами используется диатонический звукоряд, который потенциально обладает терапевтическим эффектом.

В ходе эстетической психотерапии мы проводим следующие этапы развития позитивного самоотношения.

- учим личность воспринимать себя человеком, обладающим адекватным потенциалом и берущим на себя ответственность постоянно делать выбор;
- повышаем ответственность личности за свое поведение, способствуем формированию у личности потребности осознавать себя субъектом выбора, отвечающим за свое поведение, эмоции, мысли;
- укрепляем веру личности в свои силы, способствуем здоровому самопознанию, осознанию личностью своих способностей, эмоциональной сферы и развиваем умение прогнозировать свое поведение;
- показываем личности возможности ее личностных и интеллектуальных качеств, помогает определить направления работы над собой;
- помогаем реализовать в конкретной учебной и профессионально сориентированной деятельности ярко выраженные личностные и интеллектуальные качества.

Предлагаемый нами метод основывается на исходных параметрах личности в норме, установлении позитивных мотиваций индивидуума и закреплении их на бессознательном уровне. Эстетическая психокоррекция в большей степени ориентирована на установление отношений человека с миром. Изменение способа мышления о себе и о мире меняет эмоциональную окраску переживаний, что в конечном итоге, может изменить поведение в сторону его большей рациональности, в сторону большего соответствия эмоций и поведения реальному миру и объективной информации о мире, в сторону решения психосоматических проблем.

Нами разработан практический семинар групповой психокоррекции "Метаморфоза", который служит для психологической реабилитации психосоматических нарушений. При работе в группе возникает процесс совместного творчества, обмена символическими образами и эмоциональными состояниями между членами группы и ведущим семинара. В семинаре используются приемы абстрагирования, рисунок, ролевые игры, ритмопластика, работа со звуком. В конечном итоге семинар позволяет его участникам обрести свой творческий потенциал и радость жизни.

В ходе семинара "Метаморфоза" мы учим человека высвобождать свою индивидуальность из-под руин несвойственных его природе эмоций, чувств, мыслей, переживаний посредством закрепления уникальных, присущих только его индивидуальности, качеств. При этом посредством трансформации отрицательного жизненного опыта в положительные жизнеутверждающие образы решаются проблемы, связанные с отрицательными переживаниями, (стресс, дистресс, фрустрации, хроническая усталость, переутомление...) и вытекающие из них психосоматические проблемы.

Сочетание используемых на занятиях ритмо-, арома- цвето- и звукотерапии, психосинтеза и психогомеопатии позволяет закрепить комфорт тела, чувств, ума и взаимоотношений, что служит отправным моментом в последующей гармонизации отношения личности к себе, к своим близким, к своему делу, ко всему миру. А использование на практике интуитивного творчества, включающего в себя упражнения, направленные на достижение целостности и гармонии личности, способствует высвобождению ее творческой активности. Это позволяет приобрести устойчивые навыки реализации своего творческого потенциала в различных формах самовыражения.

Интуиция - язык идеального, на котором говорит спонтанное или интуитивное творчество. Именно этот вид творчества открывают для себя участники наших практических семинаров. Интуиция - это сверхчувство, названное шестым чувством, и является сущностью всех чувств. Интуиция не имеет ничего общего с образованием. Интуицию, работающую посредством красоты, созданной в различных формах линии, цвета и ритма, называют искусством.

В древности музыкант, певец или исполнитель никогда не вынуждались петь или исполнять свои произведения только определенным образом. Они всегда были свободны выражать свое творчество в соответствии со своим вдохновением в данное время. Особенности самовыражения, выявляющие индивидуальность исполнителя, как раз и проявляются в спонтанном творчестве. Спонтанное, интуитивное творчество основывается на вдохновении. Вдохновение - это более высокая форма интуиции, потому что оно приходит как идея, как завершенная тема и как, в частности, спонтанные движения танца, рождаемые в процессе исполнения этой идеи, темы.

Интуитивное творчество - это живое искусство, пришедшее из живого источника - вдохновения. Ему присущи аллегоричность, семантическая матричность, спонтанность - аспекты, которым почти невозможно научить, их нужно почувствовать. Корни этого вида творчества скрыты в далеком прошлом: в искусстве жрецов, шаманов, народных сказителей.

До сих пор многое в действии интуитивного механизма представляется загадочным, и на этом основании его относят к области мистики, отождествляют с одной из форм иррационализма в эстетике. Механизм этот такой же древний, как мир, и передан нам в наследство от пращуров как селективная способность восприятия конструктивного и континуального в резонансе с прочими объектами природы, дискретный характер организации которых инвариантен биоритмике человека.

Основным фрагментом практической части семинара являются упражнения, стимулирующие двигательную активность в проекции образа-символа "бабочка". И это не случайно, потому что, по словам Ф. Мерелл-Вольфа, жизненный цикл от личинки через гусеницу и куколку к бабочке представляет собой один из лучших символов, даруемых природой в связи с развитием человеческой души от рождения в этом мире, а затем через раскрытие субъективно-объективного сознания до кульминационного перехода к трансцендентному сознанию посредством второго рождения.

В современных исследованиях проблем творчества выявляется стремление к восстановлению целостности личности, свободному диалогу сознательного и бессознательного. И это успешно достигается в танце. Как свободное творческое самовыражение, танец является сильнейшим инструментом для бессознательного диалога человека с самим собой, способом достижения гармонии и целостности как в движениях, так в мыслях и чувствах.

Доказано, что танцевальные движения способствуют уменьшению локальных мышечных напряжений - "зажимов", обусловленных эмоциональным фоном или бессознательными эмоциональными установками. Снижение мышечных напряжений способствует ослаблению связанных с ними негативных фоновых эмоций.

Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты и положение тела танцующего. Предрасположенность к танцу присуща каждому человеку, что подтверждает врожденную природу красоты, которая выбирает ритм для своего выражения. Язык танца - это язык ритуала, язык мифа, язык верований, язык магии, язык социальных взаимодействий. В танце соединяются миф и реальность, прошлое и настоящее. Через танец-действо человек познает мир, входит во взаимодействие с ним и испытывает его воздействие.

Танец в истории человечества проходит сначала этап подражания животным, где движения ухаживания играют коммуникативно-синхронизирующую роль, а также выполняют функцию эволюционного отбора. Затем танец становится составной частью социальных церемониалов. По выражению Н. Хейзинги, "всякий истинный культ всегда пелся, танцевался, игрался".

Традиционное общество не может существовать без танца. Свое выражение в танцевальной форме находят все сферы социальной жизни, начиная с брачных и заканчивая погребальными ритуалами. Через танец выражаются чувства в стремлении возбудить в окружающих такие же чувства, войти в диалог с окружающими.

В разных культурах существуют различия в ритмике, типологии, структуре танца. Плавные перетекающие из одного в другое движения японского и китайского танца не похожи на фиксированные движения индонезийских танцевальных па. Европейский танец - это сочетание движений отдельного исполнителя с ансамблем, рождающее пластическую фразу буква за буквой. Восточный танец иероглифичен: все может быть выражено в одном символе. Африканский танец организован и воздействует больше через канал эротической коммуникации - вращение бедер, яктации. В индийском танце через положение рук, пальцев (хаста) передается драматургия жизни, настроение, чувство. В традиции суфиев танцующий дервиш воплощает через свое вращение движение небесных тел и отражает движение духа к божественному источнику.

Танец является одним из ярких проявлений внутреннего мира человека вовне. Посредством движения передается информация как сознательного, так и бессознательного. Наглядным примером сознательного использования мимики, позы и жеста в танце в качестве своеобразного языка является индийский танец. Однако и при сознательной подаче информации наряду с сознательно применяемыми символами искусственно созданного языка тела имеют место символы бессознательного. Таким образом в танцевальной символике можно говорить о двойной системе символов.

Древняя натурфилософия и современная наука соглашаются в том, что ритмичность это универсальное средство движения природы. Еще древние считали, что из движения точки возникает линия, из движения линии поверхность, из движения поверхности объемное тело.

Издревле ритм считался одним из объективных признаков красоты и гармонии. В теории эстетики ритм рассматривался как проявление единства в многообразии, как способ расчленения и одновременной связи впечатлений в целостный образ. Следовательно, можно обрести собственный гармоничный ритм и достичь гармонии с окружающим миром посредством идеального целостного образа, подчинившись его ритму. Последователь древнего учения суфиев Хазрат Инайят Хан писал: "Здоровье есть состояние совершенного ритма и тона. Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит что музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние гармонии и ритма".

Тело человека - это граница и посредник между внутренним и внешним мирами. Посредством движения тела осуществляется проекция внутреннего мира (эмоций, идей, образов и т.д.) на внешний мир. При спонтанном сольном танце осуществляется полное самовыражение, выявляющее индивидуальные особенности исполнителя. Вдохновение выбирает свои движения, свой ритм. Не обязательно быть профессионалом в танце. Интуитивное творчество, рождающее спонтанный танец, и не предполагает профессионализма в смысле механической заученности движений.

Искусством спонтанного танца, например, в совершенстве владела Айседора Дункан. В спонтанном танце должны гармонично сочетаться эмоционально-психическая и физическая стороны, только тогда достигается эффект воздействия, эмоционального резонанса со зрителем, эстетический катарсис.

Исполнение таких танцев направлено на обретение душевного равновесия, иначе говоря на обретение внутренней красоты, которая имеет четыре слагаемых: комфорт тела, комфорт чувств, комфорт ума и комфорт ситуации. Это путь, который измеряется этапами постижения собственного внутреннего ритма, моторики, пластики и, наконец, стиля творческого самовыражения. В спонтанном танце в качестве ключа к раскрытию внутреннего мира предлагается образ бабочки, которая является символом полета, свободы.

На основании собственного опыта, мы ввели в семинар свою разработку - ритмотренинг "Метаморфоза", цель которого - обрести внутреннюю музыку, состояние красоты. Но прежде чем идеальное прорвется через зажимы и неуверенность в себе и, подхватив тело, поднимет его "на полупальцах", с раскинутыми руками, и будет исполнен танец собственных чувств, собственных мыслей, следует набраться терпения и согласоваться с мудростью природы - всему свое время, свои действия.

А это означает, что танец бабочки следует начинать со стадии личинки. На этом этапе ритмотренинг будет направлен на обретение утраченных ощущений своего тела, его языка. И никаких заученных движений! Только тело и образ. Следует позволить телу импровизировать, и оно приятно удивит и исполнителя, и его зрителей.

Бабочка в стадии личинки ограничена в перемещении и находится в ограниченном пространстве. Настроившись на ощущения своего тела в этом образе, нужно почувствовать границы собственного тела, сосредоточится на внутреннем ритме и синхронизироваться с ним. Динамика движений ограничена и проявляет себя колебательными движениями (покачивания). Нужно подчиниться им, если даже их ритм не совпадает с музыкальным. Это тот внутренний ритм, который диктует необходимое вам состояние комфорта. В процессе тренинга следует поразмышлять над образом "я - личинка", ответив себе на то, какая это личинка, чего она хочет, почему.

Следующий этап бабочка в стадии гусеницы. Это активные движения, возможность выплеснуть в движении эмоции и определить собственную динамику и амплитуду движений. Согласованность внутреннего ритма с ритмом музыки произойдет самопроизвольно. Необходимо довериться уже обретенному ритму и при этом подумать над тем, какая это "гусеница", чего она хочет, почему.

Далее следует состояние бабочки в стадии куколки. Это полное сосредоточение на анализе того, что тело хочет выразить своей пластикой. Сдерживая амплитуду движений, нужно ощутить процесс трансформации внутреннего ритма, состояния в пластике символов, которые станут открытием для исполнителя. Таков язык тела! Мы должны учиться его понимать, чтобы в дальнейшем, когда "бабочка", взмахнув руками, станцует "на полупальцах" спонтанный танец, исполнитель точно знал, что он танцует, и о чем говорит его душа.

Если у исполнителя все получилось и получилось не однажды, тогда ему становится легко, двигаясь органично, выразить в танце свой восторг и упоение жизнью. Его уже больше не стесняют общепринятые рамки, ибо танцует его душа, свободная и прекрасная. В этот момент происходит самое главное - уходят, тают проблемы и их образы, и вместе с этим высвобождается колоссальное количество жизненной энергии, те самые силы, которых подчас не достает всем нам, чтобы радоваться жизни.

Серый Ангел


Сколько раз все уже менялось - и времена, и нравы, а уж поколений и не сосчитать. Да он особенно и не утруждался этим, зачем ему, он же сам вечный. Ну, Ангел, понимаете? Ангел, как ангел - неприметный такой, серый... обычный трудяга, как все они, спасатели... Вы же еще ничего не знаете. Ну, тогда все по порядку.

Случилось все на самом деле вот как. Выпускной был у ангелов, ну, понятно где - на Седьмом небе. Готовили их Наставники к службе на благо всего мира долго и тщательно. О времени там говорить не принято, все - вечное, как понимаете. Долго ли, коротко ли готовили к той службе, не нам судить, но речь сейчас не об этом, а о том, как обыкновенно белый Ангел-Хранитель стал серым Ангелом-Спасателем. Так вот, во время праздничной суеты, а выпускной, как известно и на небесах праздник, выпускники N-го курса веселились, порхали и парили..... Ну, а наш-то по складу своему больше к философии был склонен и подальше от этой суеты тихохонько присел на краю облачка, глядит вниз на Землю и представляет себе, как оно все будет... Наверное, слегка взгрустнул при этом, не без того, и как бы выбился из общего настроя, и тут откуда-то с того конца запущенный фейерверк из радуги возьми и замкнись прямехонько на нем. Он-то от неожиданности замер, а все краски смешались на нем как на белом листе и, превратившись в серый цвет, окрасили Ангела всего с ног до .... простите, об этом не будем, так как спорно. Ну, всего Ангела, значит, вместе с крыльями. Краска небесная, она ведь прочная - навсегда значит. "Навечно" - это первое, что пришло в голову, увы, уже Серому Ангелу.... А тут команда: "На вылет!", и куда денешься, так и приземлился в место распределения. Он туда, а его не принимают, говорят: "Докажи, что ты на самом деле белый, а не отбеленный". Ну, понятно, на что намекают. На Земле-то в то время алхимия ой-ой как процветала. А если учесть, что белые ангелы все больше на линии вознесения душ людских трудятся, а черные, понятно, на линии погружения, то на месте, чтобы не возникло путаницы, дали Серому Ангелу самоопределение так прямо и направили: "Ступай с Богом!" Ну, он и пошел в люди. А куда же еще, как вы думаете, деваться со своей серостью, если ни вверх, ни вниз нельзя? Но его, правда, предупредили, чтобы голос подал, когда определится совсем-то мол не теряйся.

А он, и правда, в море людских душ какой-то неприметный вовсе стал. Свои, белые, вверх летят по своим ангельским делам это после похорон когда... Так они его по очертаниям издалека вроде признают, а чуть поближе на свету разглядят и сторонкой, сторонкой от него... у них свои, мол, ангельские дела. А черные ангелы перед тем, как туда, ну, вниз, юркнуть с пропащей душой, воровато оглядываясь (ведь воровство, оно и есть воровство), в темноте его за подкрашенного белого принимают, думают, шпионит, маскируется. А поскольку белые ангелы при белом свете трудятся, а черные с наступлением ночной тьмы, то Серый Ангел не только не к месту, но еще и не ко времени оказался.

Вы понимаете, конечно, что наш Ангел был склада философского (за что и пострадал) и нисколько не обижался на ангельскую братию, ведь он сам когда-то учил: белое белым, черное черным. И, чтобы не мешать божественному промыслу собратьев и не нарушать закон равновесия, он выбрал себе время пересменки - сумерки, когда солнце уже зашло, а ночь еще не наступила, или когда ночь еще не ушла, но солнце уже собиралось взойти. Серый Ангел отправлялся в скитания среди людских душ, прислушивался к ним, учил их язык. Ведь, хоть он и выглядел серым, но был-то белым ангелом, и потому знал, что, если так случилось, то это часть Великого Замысла, и, если он, Серый Ангел, особенный, то и миссия его особенная, и поэтому он ответственно выполнял свое особое задание. Искал свое дело в мире. Искал долго и терпеливо уж чего-чего, а терпенья у ангелов не отнять, ведь недаром говорят "ангельское терпение".

Не "покладая крыл" Серый Ангел мчался из сумерек в сумерки по Земле и ждал своего часа. За время пребывания между днем и ночью, светом и тьмой, он обнаружил, что души людские звучат не только бело - там, там, там, та, та, та, та, и черно трам, трам, трам, та-та, как учили на Небе, но звучат еще и по-разному. У какой-то сейчас "там, там" больше, а у какой-то "трам, трам", а потом наоборот. А порой так все намешано, как в сером цвете, что и ни белого не слышно, ни черного... Поди разберись, где свои, где чужие. Но вот одно заметил Серый Ангел, что, если даже среди белого дня тучи обкладывают землю и становится серо от непогоды, Души людские звучат чаще так: "У-у-у-ох... у-о-у-х-у... или ах-ах-ах-ах...". Он научился различать эти состояния людей и уже знал, где душа печалится, где тоскует, где болят ее старые раны.

Ангелы, они мудрые и знают - если душа болит, значит она живая, и это для нее не смертельно. "Душа так живет в людях", понял как-то для себя Серый Ангел и очень обрадовался этому открытию, потому что в тот миг ему открылось, почему он именно здесь, а не при родах или при смерти людской приставлен. Как только он это понял, настал его час.

Однажды в осенний серый день он услышал душевный крик: "Спаси!", и сразу сообразил, что это было обращение к нему, потому что ближе него к людям в тот миг никого не было. Он тут же взмыл и вмиг оказался рядом с душой гибнущей. Не растерялся, сразу все приемы неотложной помощи ангелов пострадавшим от несчастных случаев вспомнил и, не раздумывая, применил их для спасения души человека... впервые. И раздумывать-то было некогда, да и, если подходить к вопросу по-философски, все когда-то бывает впервые. Словом, с тех пор все и закрутилось. Стал Ангел дежурить не только в сумерках, но и в непогоду... везде, где придется. Ну, как сказать, как он себя ощущал: стражем - не стражем, сторожем - тоже как-то нескладно звучит. Да и разве важно, как он назывался, главное - дело свое знал. Скорый он стал на подъем: только услышит крик душевный, раз! - и на месте, в изголовье у страдальца, и тихо так крыльями помахивает - душе знак подает, мол, я здесь, и звучать начинает, ну, как бы напевает: "ааа-ааа" - ангельскую колыбельную, чтобы успокоился человек, ничего дурного не совершил и душу разжал. А то ее, душу, тоской так сжимает, и от отчаяния она бьется в теле, рвется наружу. Еще чуть-чуть и самовольно вылетит, а тут ее смерть ждет, ведь против воли Небес нельзя вылетать... из тела.

Вот наш Ангел и напевает душе: "Не торопись, дитя, повремени, выдержи это испытание, я помогу", - и подсказывает душе, что ей стерпеть, что преодолеть, своей ангельской мудростью делится. В каждом случае свое, конечно, звучит в помощь душе, и в мысли человека вливается живой водой небесная мудрость. Как только душа прекращает кричать от невыносимой муки душевной и перестает биться, как в клетке птица, человек слезами горе выливает, и наш Ангел отлетает от него.

В чем причина муки душевной? Причины разные. Но в основном душа страдает от усталости. Устанет душа бороться за свои права в земном мире, ослабеет, замолчит, чтобы передохнуть, а человек и думает: "Ну, вот и конец жизни моей пришел, нет у меня больше никаких душевных сил жить". Или бывают души тонкие, нежные, которые еще звучания своего не обрели и поддаются общей какофонии, что звучит в пространстве как стон человеческий, но стон тот поддельный - это черные ангелы воют, чтобы безработицы на их линии не было. Они даже небесный хор специально заглушают ночью. Вот души и вторят им, и страдают все больше и больше, в телах мечутся, не находят покоя, потому что им кажется, будто весь мир рыдает. И тут как тут - черные и давай нашептывать: "Умри, умри...". Главное в этот миг - Серому Ангелу подоспеть вовремя... и все обходится. Ведь между жизнью душевной и смертью душевной - всего один миг. А жизнь человеческая все сложней становится, и столько душ одиноких, непонятых появилось, что Серый Ангел подумал: "Ой, не загубились бы!", и подал голос на Небеса о подмоге. На Небесах его тут же услышали и распорядились о помощниках. Работы душевной-то на Земле хоть отбавляй. Случается, что душа печалится - не без того на земле - поплачет человек, с другом поделится, и на душе легче становится.

А вот когда душа понимает, что мир ангелов по природе ее ближе ей, чем мир людей, здесь все сложнее... здесь целая наука нужна, чтобы свой положенный земной срок душа отбыла на Земле и что-то создала во благо мира. Вот эту науку и привил Серый Ангел особенным людским душам - таким, что для религиозного дела чем-то не вышли, а для колдовских дел и вовсе не способны по своей чистоте. Серый Ангел научил эти особенные души слышать души других людей, и стали они у людей психологами называться. Эти психологи-то и говорят на языке души, и душа душу понимает.

Вот так все чудесным образом и получилось: и дело Серый Ангел свое нашел, и карьера сложилась. Главный он теперь у психологов, и они его между собой Скорым Серым Ангелом называют. Но самое замечательное, что всем от этого большая польза выходит. Откуда знаю? Да довелось в жизни нам встретиться, и с тех пор сотрудничаем. Какой Он? Ну... простой такой, неравнодушный, доступный, такой мудрый и открытый навстречу душам людским. А, может, это я психолога идеализирую, не знаю... Но знаю одно - помощь Скорого Серого Ангела всегда должна поспеть вовремя туда, где душа взывает о помощи, и тогда человек поймет, что он нужен миру.


Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве. При использовании материалов сайта активная ссылка на www.soliris.ru обязательна.

Контактная информация: тел.: +7 915 416 9421; +7 978 817 7596; e-mail: soliris-rus@mail.ru