Научно-практическая лаборатория "Солирис" - Публикации
Научно-практическая лаборатория "Солирис"
русский
English
Главная
Методика
Практика
Публикации
Книги, cтатьи, доклады, теорет. материалы и т.д.
Творчество
Обратная связь
События
Публикации
Танец на языке вдохновения


Шванёва И.Н.
доктор психологических наук, профессор,
академик РАЕН, лауреат международных
фестивалей свободного духовного творчества,
член Союза русских, украинских и
белорусских писателей


Ритмичность - универсальный способ движения природы. На этом сходятся и древние натурфилософы и современная наука. Ритм универсален и проявляется во всех сферах мироздания: в органической и неорганической природе, в макро- и микрокосмосе, в физиологических и психических процессах, в повседневном труде и в творчестве.

С позиции естественнонаучной парадигмы человек оказывается большой саморегулируемой системой, взаимодействующей с другими системами и испытывающей их влияние, но не связанной с ними. Ритмообразующая функция сознания человека имеет эволюционные предпосылки в космобиологической ритмике, подчиненной законам гармонии.

Законы гармонии играют необычайно важную роль в очевидной направленности эволюционных процессов, протекающих во вселенной. Гармония пронизывает живую и косную природу, и её восприятие объективно доступно живым системам, т.к. проявлена она посредством золотых пропорций и являет собой то, что обозначается понятием красоты. Узнавание этой реальности посредством кодов красоты и конструктивный диалог с ней - таков механизм интуиции информационного канала в сознании человека, работающего по методу гомологических рядов аналогов. Золотые пропорции как проявление правильного ритма, принципов красоты и гармонии настолько повсеместны в искусстве, живой природе, строении человеческого тела, что издревле их распространенность относилась на счет божественного промысла.

Воздействие искусства на человека осуществляется посредством образа, в чем есть генетическая заданность тенденции отображать реальность мира не прямым копированием, а через образ и символ.

Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты и положение тела танцующего. Предрасположенность к танцу присуща каждому человеку, что подтверждает врожденную природу красоты, которая выбирает ритм для своего выражения. Язык танца - это язык ритуала, язык мифа, язык верований, язык магии, язык социальных взаимодействий. В танце соединяются миф и реальность, прошлое и настоящее. Через танец-действо человек познает мир, входит во взаимодействие с ним и испытывает его воздействие.

Танец в истории человечества проходит сначала этап подражания животным, где движения ухаживания играют коммуникативно-синхронизирующую роль, а также выполняют функцию эволюционного отбора. Затем танец становится составной частью социальных церемониалов. По выражению Н.Хейзинги, всякий истинный культ всегда пелся, танцевался, игрался.

Традиционное общество не может существовать без танца. Своё выражение в танцевальной форме находят все сферы социальной жизни, начиная с брачных и заканчивая погребальными ритуалами. Через танец выражаются чувства в стремлении возбудить в окружающих такие же чувства, войти в диалог с окружающими.

В разных культурах существуют различия в ритмике, типологии, структуре танца. Плавные перетекающие из одного в другое движения японского и китайского танца не похожи на фиксированные движения индонезийских танцевальных па. Европейский танец - это сочетание движений отдельного исполнителя с ансамблем, рождающее пластическую фразу буква за буквой. Восточного танец иероглифичен: всё может быть выражено в одном символе. Африканский танец организован и воздействует больше через канал эротической коммуникации - вращение бёдер, яктации. В индийском танце через положение рук, пальцев (хаста) передаётся драматургия жизни, настроение, чувство. В традиции суфиев танцующий дервиш воплощает через свое вращение движение небесных тел и отражает движение духа к божественному источнику.

Танец является одним из явных проявлений внутреннего мира человека вовне. Посредством движения передается информация как сознательно, так и бессознательно. Наглядным примером сознательного использования мимики, позы и жеста в танце в качестве своеобразного языка является индийский танец (в частности, катхаками). Однако и при сознательной подаче информации наряду с сознательно применяемыми символами искусственно созданного языка тела имеют место символы бессознательного. Таким образом в танцевальной символике можно говорить о двойной системе символов.

В современных исследованиях проблем творчества выявляется стремление к восстановлению целостности личности, свободному диалогу сознательного и бессознательного. И это успешно достигается в танце. Как свободное творческое самовыражение, танец является сильнейшим инструментом для бессознательного диалога человека с самим собой, способом достижения гармонии и целостности как в движениях, так в мыслях и чувствах.

Доказано, что танцевальные движения способствуют уменьшению локальных мышечных напряжений - "зажимов", обусловленных эмоциональным фоном или бессознательными эмоциональными установками. Снижение мышечных напряжений способствует ослаблению связанных с ними негативных фоновых эмоций.

Последователь древнего учения суфиев Хазрат Инайят Хан писал: "Здоровье есть состояние совершенного ритма и тона. Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит что музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние гармонии и ритма".

Издревле ритм считался одним из объективных признаков красоты и гармонии. В теории эстетики ритм рассматривался как проявление единства в многообразии, как способ расчленения и одновременной связи впечатлений в целостный образ. Следовательно, можно обрести собственный гармоничный ритм и достичь гармонизации с окружающим миром посредством идеального целостного образа, подчинившись его ритму.

Такой диалог в сфере человеческой психики с идеальным, сверхсознательным предложен в теории психосинтеза Р.Ассаджиоли. Для осуществления этого диалога используются образы-представления (огня, бабочки, солнца, источника). Высшие формы проявлений творческой активности личности: интуицию, вдохновение, этические, а также особые состояния сознания: созерцание, просветление и экстаз, Р.Ассаджиоли относит к высшему сверхсознательному. Этот контакт с континуальным сможет вызвать в человеке, считает он, различные ощущения: прозрение, внезапное решение сложной внутренней проблемы, изменение взглядов на окружающую действительность, творческое вдохновение. Психосинтез ставит перед собой задачи не только переживания необычных состояний сознания, но и привнесения творческой свободы личности в повседневную жизнь человека. Этот подход позволяет достичь равномерного развития личности, тренировки навыка реализации своего творческого потенциала в различных формах самовыражения. Помимо "проговаривания" и визуализации образов в этой системе используется двигательная активность.

На базе основных принципов этой теории мной разработана методика "Метаморфоза", которая служит для профилактики и реабилитации психосоматических нарушений. Основным фрагментом практической части этой методики являются упражнения, стимулирующие двигательную активность в проекции образа-символа бабочки. И это не случайно, потому что, по словам Ф.Мерелл-Вольф, "жизненный цикл от личинки через гусеницу и куколку к бабочке представляет один из лучших символов, даруемых природой в связи с развитием человеческой души от рождения в этом мире, а затем через раскрытие субъективно-объективного сознания до кульминационного перехода к трансцендентному сознанию посредством второго рождения".

Существует три способа восприятия - мысль, чувство и интуиция. Интуиция - духовный язык, язык идеального, на котором говорит спонтанное или интуитивное творчество. Именно этот вид творчества открывают для себя участники моих практических семинаров. Интуиция - это сверхчувство, названное шестым чувством, и является сущностью всех чувств. Интуиция не имеет ничего общего с образованием. Интуицию, работающую посредством красоты, созданной в различных формах линии, цвета и ритма, называют искусством.

В древности музыкант, певец, исполнитель никогда не вынуждались петь или исполнять свои произведения только определенным образом. Они всегда были свободны выражать свое творчество в соответствии со своим вдохновением в данное время. Особенности самовыражения, выявляющие индивидуальность исполнителя, как раз и проявляются в спонтанном творчестве. Спонтанное, интуитивное творчество основывается на вдохновении. Вдохновение - это более высокая форма интуиции, потому что она приходит как идея, как завершенная тема и, как, в частности, спонтанные движения танца, рождаются в процессе исполнения этой идеи, темы.

С целью изучения истоков вдохновения, культовых традиций, ритуалов я побывала в Египте, Непале, Израиле, Греции, Туркмении, Бурятии, на Камчатке. Эти поездки позволили мне проникнуть в таинства гармонии и её проявления в мире через красоту. Я убеждена, что красота бесконечно многообразна и потому не подвластна только теоретическому познанию. Законы её можно выявить только соучаствуя в её проявлениях, в непосредственном переживании творений красоты.



Не исходив стопами, невозможно
Познать всю длительность пути.
Не прикоснувшись, не узнаешь
На ощупь форму красоты.
По десять на руках и стопах пальцев,
Они дают нам ощущение себя,
А вдохновенье - это радость!
А вдохновенье есть душа!
И в радости безбрежной понимая
Своей душой пространства немоту,
Я языком движения слагаю
Поэму о прекрасном и лечу…



Та музыка внутри нас, о которой писал Хазрат Инайят Хан, и есть состояние вдохновения, способное выразить через тело человека красоту для общей радости. И само слово "музыка" в греческой культуре означало нечто гораздо большее. Это и пение, и танец, и все знания искусств, подвластных музам и Аполлону. К обретению именно этой музыки стремлюсь я и стараюсь помочь другим в её обретении. Повсюду в мироздании таится красота, щедро раскрывающаяся тем, кто в состоянии постичь её, кто с любовью всматривается в этот мир и, вдохновляясь, преумножает её творчеством.

Я не являюсь профессионалом в танце. Но интуитивное творчество, рождающее спонтанный танец и, не предполагает профессионализма в смысле механической заученности движений. Интуитивное творчество - это живое искусство, пришедшее из живого источника - вдохновения. Ему присущи аллегоричность, семантическая матричность, спонтанность - аспекты, которым почти невозможно научить, их нужно почувствовать. Корни этого вида творчества скрыты в далеком прошлом: в искусстве жрецов, шаманов, народных сказителей.

До сих пор многое в действии интуитивного механизма представляется загадочным, и на этом основании его относят к области мистики, отождествляют с одной из форм иррационализма в эстетике. На мой взгляд, механизм этот такой же древний, как мир, и передан нам в наследство от пращуров как селективная способность восприятия конструктивного и континуального в резонансе с прочими объектами природы, дискретный характер организации которых инвариантен биоритмике человека.

Мой опыт показывает, что только женщине, вдохновленной любовью, дано исполнить танец вечной красоты, танец самой жизни. Искусством спонтанного танца, например, в совершенстве владела Айседора Дункан. В спонтанном танце должны гармонично сочетаться эмоционально-психическая и физическая стороны, только тогда достигается эффект воздействия, эмоционального резонанса со зрителем, эстетический катарсис.

Исполнению таких танцев предшествует продолжительный ритмотренинг, направленный на обретение душевного равновесия, иначе говоря на обретение внутренней красоты, которая имеет четыре слагаемых: комфорт тела, комфорт чувств, комфорт ума и комфорт ситуации. Это сложный путь, который измеряется этапами постижения собственного внутреннего ритма, моторики, пластики и, наконец, стиля творческого самовыражения.

На основании собственного, опыта, позволяющего мне быть в творческой форме: спонтанно писать стихи, музыку, рисовать, петь и танцевать, смею предложить читателям свою разработку - ритмотренинг "Метаморфоза" (превращение), который помогает обрести внутреннюю музыку, состояние красоты.

Что для этого нужно?

Во-первых, встать не позже семи часов утра. Во-вторых, освободиться от лишней одежды. В-третьих, включить музыку с четким ритмом. В-четвертых, закрыть глаза и настроиться на свое сверхсознательное, используя в качестве ключа образ бабочки, которая является символом полёта, свободы.

Но прежде, чем ваше идеальное прорвется через зажимы и неуверенность в себе и, подхватив ваше тело, поднимет его "на полупальцах", с раскинутыми руками, и вы насладитесь танцем собственных чувств, собственных мыслей, исполненным вашим телом, следует набраться терпения и согласовать с мудростью природы - всему своё время - свои действия.

А это означает, что танец бабочки следует начинать со стадии личинки. На этом этапе ваш ритмотренинг будет направлен на обретение утраченных ощущений своего тела, его языка. И никаких заученных движений! Только вы и образ. Позвольте телу импровизировать, и оно вас приятно удивит.

Бабочка в стадии личинки ограничена в перемещении и находится в ограниченном пространстве. Настроившись на ощущения своего тела в этом образе, почувствуйте границы вашего тела, сосредоточьтесь на внутреннем ритме и синхронизируйтесь с ним. Динамика движений ограничена и проявляет себя колебательными движениями. Подчинитесь им, если даже их ритм не совпадает с музыкальным. Это ваш внутренний ритм и он диктует необходимое вам состояние комфорта. В процессе тренинга следует поразмышлять над образом "я - личинка", ответив себе на то, какая она, чего она хочет, почему.

Следующий этап: бабочка в стадии гусеницы. Это активная моторика, возможность выплеснуть в движении эмоции и определить собственную динамику и амплитуду движений. Согласованность вашего внутреннего ритма с ритмом музыки произойдет самопроизвольно. Доверьтесь вашему уже обретенному ритму. Не забудьте подумать над тем, какая ваша гусеница, чего она хочет, почему.

Далее следует состояние бабочки в стадии куколки. Это полное сосредоточение на анализе того, что ваше тело хочет выразить своей пластикой. Сдерживая амплитуду движений, ощутите процесс трансформации внутреннего ритма, состояния в пластике символов, которые станут открытием для вас самих. Таков язык вашего тела! Учитесь его понимать, чтобы в дальнейшем, когда ваша "бабочка", взмахнув руками, станцует "на полупальцах" спонтанный танец, вы точно знали, что вы танцуете.

Если у вас получилось, и получилось не однажды, лёгко двигаясь в парящих одеждах, выразить в танце свой восторг и упоение жизнью, поздравляю - вы обрели себя, своё истинное, цельное "Я".

Вас уже больше не стесняют общепринятые рамки, ибо танцует ваша душа, свободная и прекрасная. В этот момент происходит самое главное - уходят, тают иллюзии, и вместе с этим высвобождается колоссальное количество жизненной энергии, те самые силы, которых подчас не достает всем нам, чтобы радоваться жизни. Отныне живите в радости и творите её вокруг себя.

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законом об авторском праве. При использовании материалов сайта активная ссылка на www.soliris.ru обязательна.

Контактная информация: тел.: +7 915 416 9421; +7 978 817 7596; e-mail: soliris-rus@mail.ru